Первые шаги к европейской интеграции и выработка концепции объединения

Начиная с середины XX века, Европа стала колыбелью интеграционных процессов в области экономики и политики. В западной части региона они развивались в рамках Европейского Сообщества (с ноября 1993г. – Европейского Союза) и Европейской ассоциации свободной торговли, в восточной – в рамках Совета Экономической взаимопомощи. Интеграция макроэкономических организмов – закономерный феномен, подготовленный процессами международного разделения труда, торговлей, кредитно-платежными и другими экономическими отношениями на микро- и макроуровне.

Некоторые исследователи интеграции связывают начало объединения с движением за “единую Европу” в период второй мировой войны, которое ставило своей целью навсегда исключить кровопролитные войны между европейскими народами.

Первым реальным шагом к процессу интеграции в современном ее понимании был связан с декларацией Робера Шумана. Министр иностранных дел Франции обратился 9 мая 1950г., спустя пять лет после окончания войны в Европе,  к ФРГ с предложением прекратить исторически сложившийся франко-германский антагонизм. Первой ступенью могло бы стать франко-германское объединение угля и стали. Обращение содержало предложение и к другим европейским странам присоединиться к задуманному объединению. Кроме того, декларация Шумана предлагала цельную концепцию европейского строительства, разработанную при активном участии другого французского политического деятеля Жана Монне. Именно эта концепция стала основополагающей для всего последующего развития процесса интеграции. Ее основные положения:

·Вместо Европы, раздираемой националистическими распрями, должна быть создана единая демократическая и миролюбивая Европа.

·Единая Европа должна быть создана постепенно.

·Строительство единой Европы должно быть начато в сфере экономики.

·Это движение должно быть поэтапным: от таможенного союза и общего рынка товаров к экономическому и валютному союзу, а в итоге – к политическому союзу.

·Важным условием продвижения к единой Европе является формирование правовой базы и системы общих институтов.

Последнее положение стратегии Шумана-Моне является уникальной особенностью, которая коренным образом отличает ЕС от других объединений интеграционного типа, созданных в различных регионах современного мира. Такие институты наделены правом принятия обязательных решений и контроля над их исполнением государствами-членами. Иными словами, этим институтам делегируются некоторые полномочия, которые являются составной частью национального суверенитета.

Таким образом, после второй мировой войны движение за “единую Европу”, имеющее вековую историю, вылилось к выработке определенной программы объединения, модели ее построения. “План Шумана” позволил многим политикам традиционно враждебных государств, наконец, договориться и поставить во главу угла экономические интересы. Это явилось следствием того, что в правительственных кругах ФРГ и Франции уже назрела необходимость осуществить интеграционный процесс. Большая заслуга Ж. Моне и Р. Шумана в том, что они не только реально оценили национальные интересы, но и наметили перспективы европейского развития.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector