Задания для студентов к практическим занятиям

Задание 1. Составьте «Свод этических законов социального педагога», определите слагаемые успеха его деятельности.

Задание 2. Разработайте собственный проект «Социальная гостиница», «Коррекционный детский дом», «Детский дом», «Социальный приют».

Задание  3. Выполните тестовые задания.Тест: 1. Какие виды диагностики использует в своей деятельности социальный педагог:
а) медицинская диагностика;
б) психологическая диагностика;
в) социально-педагогическая диагностика;
г) все ответы правильные.

2. Какими уровнями общения необходимо овладеть социальному педагогу:

а) примитивный;
б) игровой;
в) манипулятивный;
г) деловой.

3. Какие виды конфликтов лишние в данной классификации:
а) межличностные;
б) социально-бытовые;
в) педагогические;
г) эмоционально-неврогенные.

4. Какие стратегии управления межличностными конфликтами использует социальный педагог в своей деятельности:
а) избегание;
б) отступление;
в) сотрудничество;
г) устранение.

5. Какие методы психотерапии использует в своей деятельности социальный педагог:
а) светотерапия;
б) рефлексотерапия;
в) телесно-ориентированная терапия;
г) песочная терапия.

6. Какие виды профилактики используется в социально-педагогической деятельности:
а) общая профилактика;
б) специальная профилактика;
в) социальная профилактика;
г) правильного ответа нет.

7. Основным отличием социальной запущенности детей от педагогической является:
а) слабое овладение ведущими видами деятельности;
б) хроническое отставание по ряду предметов школьной программы;
в) отсутствие профессиональной ориентации;
г) социальные отклонения.

8. Объектами психолого-педагогической реабилитации являются:
а) социально запущенные дети;
б) педагогически запущенные дети;
в) дети-сироты;
г) дети-инвалиды.

9. Объектами социально-педагогической реабилитации являются:
б) педагогически запущенные дети;
в) дети-сироты;
г) дети-инвалиды.

10. Объектами медико-педагогической реабилитации являются:
а) социально запущенные дети;
б) педагогически запущенные дети;
в) дети-сироты;
г) дети-инвалиды.

Задание 4. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. Прочтите внимательно вопрос и дайте не спеша наиболее верный ответ.

Из-за чего чаще возникают конфликты среди подростков?

  1. Среди каких возрастных групп чаще всего возникают конфликты?
  2. В процессе каких видов деятельности чаще возникают конфликты: физкультура; проведение мероприятий; режимные моменты? Возможно ли саморазрешение этих конфликтов? Всегда ли необходимо вмешательство педагога?
  3. Предвидите ли Вы возможные конфликтные ситуации среди детей?
  4. Принимаете ли Вы участие в разрешении конфликтных ситуаций между подростками?
  5. Испытываете ли Вы трудности при разрешении конфликта между подростками?
  6. В чем эти трудности заключаются:

а) недостаток теоретических знаний, необходимых для предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций;
б) отсутствие опыта разрешения конфликтных ситуаций;
в) неумение в общении учитывать возрастные особенности подростка.

Конфликты в школе возникают довольно часто: конфликты с нарушителями дисциплины, по поводу «несправедливой» оценки знаний, с подростками, стремящимися таким способом самоутвердиться в классе. Педагог постоянно стоит перед необходимостью принимать решения в сложной ситуации, уметь управлять конфликтом, прогнозировать его развитие. Опишем конфликтные ситуации. Главным действующим лицом в них является педагог. Представьте себя на месте педагога, опишите, как действовали бы Вы? Обоснуйте Ваши действия. Если у Вас возникнет несколько вариантов решения, то приведите их. Итак, Вы — педагог.

Ситуация 1 Учительница русского языка и литературы «невзлюбила» Лену из-за ее «умности». Приведем один пример. В классе писали сочинение. Лене поставили «четверку» за то, что она якобы неправильно написала слово «смышленый» с одной буквой «н». Учительница поставила вторую букву «н». Лена очень хорошо знала, что слово «смышленый» пишется с одной буквой «н». Она принесла словарь и показала учительнице, как пишется слово «смышленый». Оценка была исправлена на «отлично». Но тем самым Лена еще раз доказала свою «умность» и увеличила неприязнь к ней учительницы. Подобных примеров было немало.

Ситуация 2 На уроках английского языка ребята 7-«Б» шумели, кричали, хулиганили, совершенно не воспринимали слова педагога. Один ученик вел себя слишком демонстративно, старался вывести учительницу из себя и сорвать урок. Учительница пыталась успокоить его, попросила выйти из класса. Он сопротивлялся, он стал бегать по классу, она — за ним. После того, как учительница решила не спускаться до уровня ученика, она села за стол и сказала, что будет молчать и не будет вести урок, пока он не покинет класс. Он решил сесть на первую парту напротив ее стола. Разложил свои вещи на парте и стал опять ее доводить. Она не выдержала и подошла к его парте, взяла пенал с парты и ударила его по голове. Он молча встал, собрал свои вещи и ушел. Пошел домой и рассказал все матери. Та пришла в школу и потребовала объяснений со стороны учительницы. Когда она выслушала объяснения учительницы, то стала утверждать, что ее сыну нанесен моральный ущерб. После всех разбирательств учительница признала, что она была не права, и на глазах всего класса попросила прощения у ученика, но попросила впредь вести себя достойно.

Ситуация 3  На уроке физики в 8 классе учительница вызвала одного мальчика к доске проверить домашнее задание. Мальчик долго копошился вынимая то тетрадку, то учебник, то дневник. Учительнице это долгое приготовление не понравилось и она поставила ему «двойку». Никита замкнулся в себе, долго не с кем не разговаривал. Как-то учительница снова спросила Никиту только с места рассказать как он понял новую тему. Мальчик сказал что-то не внятное и снова получил неудовлетворительную оценку. Тогда Никита перестал ходить на уроки физики вообще. В конце четверти учительница поставила Никите «двойку» в четверти. В школу пришел папа мальчика, разобраться в чем дело. Оказалось, что у Никиты умерла мама и дома остались еще два младших брата. Никита за ними ухаживал, во всем старался помочь папе. Когда класс услышал о случившемся, то устроил бойкот этой учительнице. После этого пошли к администрации школы, чтобы восстановить справедливость. Учительнице пришлось пересмотреть свое поведение и поставить мальчику нормальную оценку, при условии что он выполнит несколько заданий.

Задание 5. Освойте методику: Что нужно для того, чтобы освоить технику Я-высказывания?.

Чтобы освоить технику Я-высказывания, важно научиться очень хорошо осознавать происходящее с Вами прямо сейчас, в настоящий момент Вашей жизни. Эта задача не проста. Очень часто мы тратим силы и время не на осознавание себя в текущей ситуации, а на анализ наших прошлых поступков и мыслей или на мечты о будущем. В то же время прошлого уже нет, будущее еще не наступило, есть только настоящее и Вы в нем. Можно выделить три различных типа сознавания. Осознание мыслей — это размышления, анализ, интрепретации, мнения, суждения и все то, чем набита наша голова. Чувственное сознавание — это фиксация любой информации, поступающей к нам извне через органы чувств — обоняние, осязание, зрение, слух, вкус. Телесное сознавание — это внимание ко всем внутренним ощущениям, идущим от наших мышц, сухожилий, внутренних органов и пр. Потренируемся в этом. Выполните следующее упражнение: «Чувственное сознавание» Для выполнения этого упражнения требуется время, хорошо, если кто-то будет зачитывать Вам предлагаемый ниже текст. Оглядитесь вокруг себя. Отметьте каждую вещь, которая попала в поле Вашего зрения. Какова ее форма, размер, фактура какого она цвета как она освещена как лежат на ней тени… Старайтесь не думать ни о чем, сосредоточившись только на чувствах и ощущениях. Не давайте себе увязнуть в рассуждениях и интерпретациях увиденных Вами фактов. Если Вы поймаете себя на том, что мысленно называете вещи: «Вот это лампа, она стоит на столе, на столе грязно, надо бы убрать…», то Вы на ложном пути. В самом по себе назывании вещей и анализе ситуации нет ничего плохого, но все это снова возвращает Вас к Вашим мыслям и рассуждениям. От Вас же требуется только видеть предметы, как видит их младенец, не знающий их названий. Теперь закройте глаза. Что Вы видите? Отметьте образы, оставшиеся от внешних наблюдений, прислушайтесь… Что Вы слышите? Может быть, раньше Вы не слышали их, а теперь осознали, что они есть? А теперь, продолжая сидеть, сосредоточьтесь на обонянии. Какой запах Вы ощущаете? Запах воздуха… Поднесите к лицу Вашу руку… Знаком ли Вам этот запах? Ощущали ли Вы его раньше? Не открывая глаз, возьмите в рот кусочек чего-нибудь вкусного. Почувствовали ли Вы сначала запах, потом вкус? Сосредоточьтесь на вкусовых ощущениях. Обратите внимание, какой вкус остается у Вас после того, как Вы проглотили последнюю крошку. Еще некоторое время посидите неподвижно. Теперь откройте глаза. Проанализируйте свои ощущения. Что Вам было сделать легко, что — труднее? Что вызывало у Вас раздражение? Какие чувства отсутствуют у Вас, по Вашему мнению? Только когда Вы научитесь сосредотачиваться, на своих ощущениях и чувствах осознавать и называть их, Вы сможете грамотно и без напряжения построить Я-высказывания в самых разных ситуациях. Я-высказывание включает в себя не только называние чувств, но и указание нате условия и причины, которые вызвали их. Схема «Я-высказывания», таким образом, такова: 1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение: Когда я вижу, что ты… И когда это происходит… И когда я сталкиваюсь с тем, что… 2. Точное называние своего чувства в этой ситуации: и Я чувствую…(раздражение, беспомощность, горечь, боль, недоумение и т.д.). и Я не знаю, как реагировать… и у меня возникает проблема… 3. Называние причин: И потому что… И в связи с тем, что… По этой схеме попробуйте сформулировать Я-высказывание в такой ситуации: Вы — немолодой учитель, получивший традиционное воспитание. Вам не очень нравятся нравы нынешнего поколения учителей, их взаимоотношения с учениками и друг с другом. В свою очередь, и молодые учителя не очень-то уважительно относятся к Вам. Вам хотелось бы выразить им свои чувства по этому поводу. Вы уже умеете отражать эмоциональное состояние своих учеников, не боитесь показать, что Вы уважаете их, научились выражать им себя: свои состояния, опасения и чувства. Теперь пришло время для более сложных навыков — навыков отражения глубинных переживаний и мотивов конкретных подростков. Поэтому навыки, которым Вы научились, будут увидены Вами теперь как бы «в новом измерении».

Задание 6. Освойте методику: Упражнение «Жизнь врасплох» . Назначение: определение стиля реагирования участников в непредвиденных ситуациях; развитие аналитических способностей, умений понять и принять другого человека. На каждом шагу жизнь нам предлагает множество задач, и каждый раз мы проявляем искусство быть другим, оставаясь при этом самим собой. Каждому из вас будет предложена ситуация, ваша задача — быстро включиться в нее и моментально отреагировать, ведь в жизни случаев, когда нам приходится немедленно реагировать, более чем достаточно. Ведущий просит всех участников, кроме тех, кто разыгрывает ситуацию, выйти за дверь, затем приглашает по одному. После того, как все отреагировали в одной и той же ситуации, проанализировать все варианты, обозначить индивидуальные особенности каждого участника.

Задание7. Освойте  технологию Портфолио, которая  способствует:развитию ключевых компетенций студентов;рефлексии студентами своей работы;демонстрации индивидуального стиля обучения студента, особенностей его интеллекта  и  культуры;установлению связи между предыдущим  и  новым знанием;включению студента в процесс развития своих компетенций, в рефлексию своих изменений, «строительство» самого себя;оцениванию промежуточных достижений. Структура Портфолио:

 

Часть 1.

«Введение»

  • краткая биографическая информация о себе, о целях Портфолио, его структуре  и  особенностях.

Часть 2.

«Досье»

  • материалы, представляющие успехи  и  продвижения в учебной  и  исследовательской деятельности: результаты учебной, общественной, исследовательской деятельности по годам обучения в вузе.

Часть 3.

«Готовность к выполнению профессиональных функций

  • материалы, свидетельствующие о накопленном опыте  социально-педагогической  деятельности, межличностных контактов, уровень развития ключевых компетенций, уровень готовности к выполнению функций  социального   педагога .

Часть 4.

«Официальные документы»

  • сертификаты официально признанных международных, российских, региональных  и  городских олимпиад, конкурсов, фестивалей, иных мероприятий,
  • документы об участии в грантах, окончании музыкальной, художественной, спортивной или иной школы,
  • сертификаты о прохождении практик, стажировок, тестирования, участии в проектах и программах,
  • журнальные, газетные и фото документы и иные документы, свидетельствующие об успехах,
  • газетные, фото, видео и иные кинодокументы, свидетельства очевидцев,
  • характеристики, отзывы, оценки известных (и не только) лиц о вас,
  • отзывы с тех мест работы, где вы работали и т.п.)
  • список достижений, который, по тем или иным причинам (забыл, потерял, украли) не может быть задокументирован.

Часть 5.

Творческие и исследовательские работы

  • творческие работы: эссе, статьи в периодической печати;
  • статьи, опубликованные в научных изданиях;
  • выступления на конференциях, семинарах;
  • анализ материалов студенческой практики;
  • методические разработки и др.
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector