Специалист с высшим образованием должен обладать определенным набором компетенций

И. Г. Галямина провела исследование и пришла к выводу, что специалист с высшим образованием должен обладать определенным набором компетенций. При этом магистр должен обладать как теми же компетенциями, что и бакалавр, так и дополнительными, которые он должен получить на втором уровне обучения.

1)    Социально-личностные:

·        Гражданственность, понимание необходимости здорового образа жизни, способность и готовность обучаться самостоятельно, способность и готовность общаться, способность и готовность использовать знания иностранного языка в профессиональной деятельности – компетенции бакалавра;

·        Стремление к социальному взаимодействию (способность использования когнитивных, эмоциональных и волевых особенностей психологии личности; готовность к сотрудничеству; расовая, национальная, религиозная терпимость, умение погашать конфликты), понимание значимости науки и культуры, стремление к самосовершенствованию, готовность решать сложные вопросы – дополнительные компетенции магистра.

2)    Экономические и организационно-управленческие:

·        Способность и готовность оценить результаты деятельности, способность и готовность использовать знание организационно-правовых основ, способность организовывать работу коллектива – компетенции бакалавра;

·        Способность и готовность использовать знания и умение по оцениванию результатов деятельности, управлению качеством, готовность к использованию инновационных идей, готовность идти на определенный риск при принятии решений – дополнительные компетенции магистра.

3)    Общенаучные;

4)    Общепрофессиональные (инвариантные к профессиональной деятельности);

5)    Специальные – профессионально ориентированные знания и навыки для решения задач, привязанных к конкретному объекту, предмету труда.

Социально-личностные, экономические и организационно-управленческие, общенаучные и общепрофессиональные компетенции служат фундаментом, позволяющим выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда и быть подготовленным к продолжению образования. Набор компетенций для одного направления одинаков, кроме специальных компетенций, которые соответствуют специальности, относящейся к направлению.

Набор компетенций различен для различных уровней образования, поскольку он связан с задачами деятельности, а они различны для разных уровней.

В соответствии с требованиями реформы образования проект ГОС ВПО должен разрабатываться на основе компетентностного подхода.

Проблемы компетентностного подхода к результатам образования широко рассматривались российскими исследователями в методологическом и теоретическом аспектах. Необходимость включения компетентностного подхода в систему образования определяется происходящей в настоящее время сменой образовательной парадигмы. При этом смена убеждений, ценностей, технических средств обучения смещает акценты образования с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников. Изменение принципа означает и изменение подхода, где в качестве основных категорий выступают понятия «компетенция» и «компетентность» в их разном соотношении друг с другом. В частности, понятие «компетенция» определяется как предметная область, в которой выпускник хорошо осведомлен и проявляет готовность к выполнению деятельности, а под «компетентностью» понимается интегрированная характеристика качеств личности, выступающая как результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях). В результате образования у человека должно быть сформировано целостное социально-профессиональное качество, позволяющее ему успешно решать производственные задачи и взаимодействовать с другими людьми. Это качество может быть определено как целостная социально-профессиональная компетентность человека.

При проектировании ГОС ВПО третьего поколения при выборе подходов к пониманию «компетенций», разработчики остановились на терминах и понятийной основе компетенций, предложенных европейскими экспертами в результате выполнения многолетнего (с 2000 г.) международного проекта «Настройка образовательных структур в Европе» (TUNING). В соответствии с этими предложениями разработчиками было решено использовать понятия общих и профессиональных (специальных компетенций).

К общим компетенциям отнесены:

— общенаучные (фундаментальные), в том числе гуманитарно-социальные и экономические, включающие базовые знания в области математики и естественных наук, гуманитарных и социально-экономических наук; базовые компьютерные и лингвистические навыки; способность понимать и использовать новые идеи и др.;

— социально-личностные и коммуникативные, включающие способность к критике и самокритике, терпимость, умение работать в коллективе, общую культуру, приверженность к этическим ценностям;

— организационно-управленческие, в том числе системные, включающие способность организовать и спланировать работу; способность применять полученные знания на практике; умение извлекать и анализировать информацию из различных источников; способность к адаптации к новым ситуациям; знание организационно-правовых основ своей деятельности.

К профессиональным (специальным) компетенциям причислены:

— базовые общепрофессиональные знания в избранной сфере деятельности;

— профессионально профилированные (специализированные) знания в соответствии с конкретной профилизацией или специализацией выпускника.

В ГОС ВПО третьего поколения набор общих компетенций для одного направления образования должен быть одинаков, а наборы профессиональных (специальных) компетенций для бакалавра, специалиста и магистра, — отличаться по объему: количество компетенций возрастает при увеличении уровня образования. Каждая компетенция выпускника должна обеспечиваться определенным набором дисциплин (или практик), объединенных в соответствующие модули, а содержание модулей дисциплин – полностью соответствовать уровню этих компетенций.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector