Опыт разработки профессиональных компетенций выпускников университета

Анализ выступлений и отчетов преподавателей и руководителей факультетов и вузов, готовящих психологов и социальных работников, позволяет сделать вывод, что спрос на профессионалов в социальной сфере высок,  что к 2015 году сократится число людей, занятых в материальном производстве, а сфера быта и услуг пополнится притоком квалифицированных работников. Увеличится численность государственных служащих и специалистов в области управления персоналом. В результате статус социального работника приобретет особое значение, масштабы его деятельности по сравнению с сегодняшним днем вырастут невероятно. В течение 10-15 лет в системе высшего образования наибольший простор для развития получат университеты, которые сумеют перестроить свою деятельность с учетом новых социально-трудовых отношений, их перспектива будет зависеть от способности готовить для этих отношений специалистов. В том числе не в последнюю очередь и для социального обслуживания населения и управления процессами, идущими в этой сфере.

Не смотря на звучащие в отчетах фанфары, в практике социальных служб немало сложностей: данные учреждения не обладают современным опытом производства качественных социальных услуг; не имеют квалифицированного персонала, не владеют прогрессивными технологиями, не осуществляют эффективную учебу кадров, не ведут исследования образовательных потребностей. Слабая материальная база, текучесть кадров из-за несоответствующей заработной платы, отсутствие связи с наукой, подбор и расстановка кадров на основе слабого материального стимулирования приводит к тому, что система не в состоянии быть динамичной и успевать за наплывом проблем в обществе. Отсюда и эффективность прохождения практики студентами в учреждениях системы социальной защиты населения находится под сомнением.

«Ключевые компетенции для Европы» — этой проблеме был посвящен Симпозиум в 1996 г.

В современном образовании можно выделить три основных подхода:

Традиционный – знаниевый подход- под повышением качества образования понимают повышение уровня (объема) научных знаний выпускников, и, исходя из этого, предлагают набор мероприятий (совершенствование содержания образования, набор предметов, перераспределение учебного времени), направленных на увеличение объема и качества знаний. Исходя из этого подхода предлагается строить и систему оценивания ученых достижений учащихся, например ЕГЭ.

Экономико-управленческий подход предполагает решение проблемы повышения качества образования через совершенствование финансовых и управленческих решений в области образования. Сторонники этого подхода рассматривают качество образования как «образовательную услугу», соответственно предлагая меры, направленные на повышение качество услуги как в любом другом виде бизнеса.

Компетентностный подход, сторонники которого под качеством образования понимают «развитие личности во всех аспектах деятельности». В рамках данного подхода разрабатываются инструменты для оценки качества образования в Евросоюзе и проводятся международные исследования по оценке качества PISA, TIMSS, SITES, CIVIC, PIRLS.

С точки зрения А. В. Хуторского, компетентностный подход предполагает такой вектор образования, при котором цели студентов и педагогов соотносятся с потребностями социума, в котором им предполагается жить и работать. Ключевые компетенции – это социальные нормы, ориентирующие систему образования на подготовку и адекватное вхождение студента в социум, с учетом и при согласовании с его индивидуальными особенностями. Кроме ключевых, Хуторской А. В. предлагает ещё метапредметные и предметные компетенции.

 Ступень бакалавриата обеспечивает овладение общекультурным компонентом профессионального образования (ключевыми компетенциями), а также ориентировочной основой будущей профессиональной сферы, готовности к решению профессиональных задач на уровне требований современной профессиональной среды (базовыми компетенциями).

Ступень магистратуры призвана сформировать ориентировочную основу и опыт профессиональной деятельности исследовательского уровня, реализуемый в форме самоорганизующейся системы профессионального мастерства. Если бакалавр соответствует уровню современных профессиональных требований, то подготовка магистра предполагает опережение их, ориентировку на фундаментальные научные, информационные и технологические тенденции и прогнозы в данной профессиональной сфере.

О. В. Симен-Северская, выделяет единицу компетентности. Она исходит из того, что компетентность – уровень и качество решения проблемных ситуаций или задач повседневной профессиональной деятельности. То единица компетентности – решение практической задачи или проблемной ситуации деятельности. Для этого необходимо типизировать профессиональные задачи.

Заир- Бек Е.С. и Тряпицына А.П.  выделяют ключевые, базовые и специальные компетентности. Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности. Они проявляются в способности решать профессиональные задачи на основе использования: информации; коммуникации; социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе. Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности. Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной работы. Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в конкретной области деятельности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector