Технология дисперсионного анализа в Microsoft Excel

В зависимости от числа оказывающих влияние факторов раз­личают однофакторный и многофакторный (двухфакторный и т.д.) дисперсионный анализ.

Режим работы «Однофакторный дисперсионный анализ» слу­жит для выяснения факта влияния контролируемого входного параметра модели (фактора) А на результат моделирования (отклик) Y на основе выборочных данных результатов имитационных экспериментов. Режимы работы «Двухфакторный дисперсионный анализ без повторений» и «Двухфакторный дисперсионный анализ с повто­рениями» служат для выяснения на основе выборочных данных результатов экспериментов факта влияния контролируемых факторов А и В на отклик модели Y. При этом в режиме «Двухфакторный дисперсион­ный анализ без повторений» каждому уровню факторов А и В со­ответствует только одна выборка результатов экспериментов, а в режиме «Двухфак­торный дисперсионный анализ с повторениями» каждому уровню одного из факторов А (или В) соответствует более одной выборки данных. В последнем случае число выборок для каждого уровня должно быть одинаковым.

Так как задачи однофакторного дисперсионного анализа явля­ются самыми простыми в своем классе, а проведение имитационных экспериментов — управляемый процесс, при котором не составляет труда проводить множество прогонов модели (увеличивая тем самым статистическую значимость результатов), рассмотрим двухфакторный дисперсионный анализ с повторениями.

В диалоговом окне зада­ютсяследующие параметры:

1. Входной интервал.

2. Число строк для выборки — вводится число выборок, приходящихся на каждый уровень одного из факторов.

3. Альфа — вводится уровень значимости a, равный вероятно­сти возникновения ошибки первого рода (отвержение нулевой гипотезы).

4. Выходной интервал/Новый рабочий лист/Новая рабочая книга.

Предположим, что на имитационной модели некоторой системы проведен ряд экспериментов. Для анализа чувствительности отклика модели Y к факторам А и В используем встроенный в Microsoft Excel режим «Двухфакторный дисперсионный анализ с повторениями». Для этого необходимо:      

1. По результатам имитационных экспериментов сформировать на рабочем листе MicrosoftExcel выборочные данные об отклике модели, при изменении факторов А и В на 4-х уровнях, используя результаты трех прогонов для каждого уровня.

2. Сформировать в MicrosoftExcel соответствующую таблицу и при уровне значимости a=0,05 выяснить, влияют ли на отклик Y факторы А и В.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector