II. Положение об организации учебного процесса с использованием системы зачетных единиц (кредитов) в Российском университете дружбы народов

  1. Особенности «нелинейной» схемы организации учебного процесса.

1.1.      Организация учебного процесса с использованием системы кредитов осуществляется по так называемой «нелинейной» схеме, в отличие от «линейной», действующей в настоящее время в вузах РФ. Основные отличительные черты нелинейной схемы:

          большая свобода выбора учащимися дисциплин, перечисленных в учебном плане,

          личное участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана,

          вовлечение в учебный процесс академических консультантов1, содействующих студентам в выборе образовательной траектории, в частности, в выборе изучаемых дисциплин,

          введение системы зачетных единиц2 (з.е.) для оценки трудозатрат студентов и преподавателей по каждой дисциплине,

          широкие полномочия факультета3 в организации учебного процесса, в том числе, в определении и учете видов педагогической нагрузки преподавателей,

          обеспеченность учебного процесса всеми необходимыми методическими материалами в печатной и электронной формах,

          обязательное использование балльно-рейтинговых систем для оценки усвоения студентами учебных дисциплин.

1.2.   Переход на нелинейную систему обучения с использование системы з.е. в университете осуществляется по каждому направлению (специальности) на основании решения ученого совета факультета.

  1. Программы обучения и учебные планы.

2.1.  Обучение в рамках нелинейной схемы организации учебного процесса ведется по программам и учебным планам, согласованным с ГОС или утвержденным специальным решением Минобразования.

2.2.  Для реализации нелинейной системы необходимо использовать три формы  учебного плана по каждому направлению (специальности):

  базовые (стабильные) учебные планы –  общие по направлению (специальности), служат для определения содержания и трудоемкости учебной работы каждого студента,

  индивидуальные учебные планы, – вообще говоря, различные для каждого студента, определяют образовательную траекторию учащихся,

  рабочие планы – для формирования ежегодного графика учебного процесса и расчета трудоемкости учебной работы преподавателей.

2.3.  Трудоемкость учебной работы во всех учебных планах устанавливается в з.е.

2.4.  Для пересчета трудоемкости из почасовой в з.е. принято следующее соотношение трудоемкости:      1 з.е. = 36 часов.

2.5.  Базовый учебный план4 по направлению (специальности) формируется учебно-методической комиссией факультета, согласуется в учебно-методическом управлении (УМУ) университета и утверждается ректором (проректором по учебной работе). Утвержденные копии стабильных планов хранятся в деканате факультета и в паспорте направления (специальности) в УМУ.

2.5.1.      По степени обязательности и последовательности усвоения содержания образования базовый план должен включать три группы дисциплин:

(а)  группа дисциплин, изучаемых обязательно и строго последовательно во времени,

(б) группа дисциплин, изучаемых обязательно, но, возможно, не последовательно,

(в)  дисциплины, которые студент изучает по своему выбору.

2.5.2.      В каждую из перечисленных групп могут входить дисциплины любого цикла, предусмотренного в базовых учебных планах специальностей, бакалавриата и магистратуры5.

2.5.3.      Соотношения трудоемкости между группами дисциплин (а), (б) и (в) устанавливается ученым советом факультета под контролем УМУ университета на основании действующих нормативных документов (ГОС или специальное решение Минобразования).

2.5.4.      Группа дисциплин (а) является основной для определения курса (года обучения) студента, его учебного потока и учебной группы.

2.5.5.      При формировании базовых планов в рамках нелинейной системы организации учебного процесса учебно-методические комиссии (УМК) факультетов, а также УМК и УМУ университета должны предусмотреть максимальную унификацию учебных планов смежных направлений (специальностей)6.

2.6.  Индивидуальный учебный план формируется по установленной форме на каждый учебный год лично студентом, при необходимости с помощью академического консультанта (см. ниже п. 6). План утверждается деканом (заместителем декана), утвержденные копии хранятся у студента и в деканате (возможно, в электронном виде).

2.6.1.      Число з.е. в индивидуальном учебном плане не должно быть меньше 50 в год. 

2.7.  Ежегодный рабочий план составляется в деканате факультета на основе типового рабочего плана (соответствующего базовому плану и принятого в традиционной системе организации учебного процесса) с учетом анализа индивидуальных планов студентов данного направления (специальности). Рабочий план утверждается проректором по учебной работе. Сборники рабочих планов ежегодно издаются и хранятся в деканатах факультетов, в УМУ, у проректора по учебной работе.

2.7.1.      Расчет штатов ППС осуществляется на основании определения полной трудоемкости учебной работы преподавателя по каждой дисциплине. При этом аудиторная нагрузка рассчитывается по утвержденным рабочим планам. Для определения трудоемкости внеаудиторной учебной работы по четырем группам направлений (специальностей) устанавливаются следующие нормы преподавателей (в процентах от трудоемкости аудиторной учебной работы)7:

В бакалавриате и на младших курсах специальностей:

— для гуманитарных специальностей                                          — 50%,

— для математических и экономических специальностей         — 40%,

— для естественно-научных и технических специальностей    — 35%,

— для медико-биологических специальностей                           — 30%.

В магистратуре и на старших курсах специальностей:

— для всех групп специальностей                                                 — 150%.

2.7.2.      Распределение внеаудиторной учебной работы по видам и трудоемкости находится в компетенции учебно-методических комиссий, деканатов и кафедр факультетов.

2.8.  Учебные программы направлений (специальностей), согласованные с ГОС8, публикуются УМУ не реже, чем один раз в два года в аннотированном виде с указанием трудоемкости, выраженной в зачетных единицах (кредитах) по каждой дисциплине.

  1. Действия, обязанности и права университета в нелинейной схеме организации учебного процесса.

3.1.  Университет, действуя в рамках нелинейной схемы, организует учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить каждому студенту максимально благоприятные условия для освоения всех дисциплин направления (специальности) и получения учащимся (по завершению обучения) академической квалификации в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, ГОС и др. нормативных документов.

3.2.  Учебный процесс ведется в следующих формах:         

                  аудиторные занятия:

                             — лекции,

                             — практические занятия (семинары, коллоквиумы),

                             — практикумы (лабораторные работы);

                  внеаудиторные занятия:

                             — индивидуальные консультации,

                             — «телеконференции»,

                             — самостоятельная работа;

                  контроль знаний:

                             рубежная аттестация:

                                         — контрольные работы,

                                         — тестирование (письменное или компьютерное) по разделам,

                                         — отчет по курсовым работам,

                                         — «защита» практикумов,

                             текущая аттестация:                       

                                         — итоговое тестирование по дисциплине

                                         — экзамен (письменный или устный),

                             итоговая аттестация:

                                         — защита выпускных работ,

                                         — междисциплинарный экзамен.

                  проведение учебных практик.

                            

3.3.  Университет обязан информировать всех абитуриентов и учащихся о правилах организации учебного процесса, но не обязан согласовывать с каждым учащимся в письменной форме общую схему и детали ведения учебного процесса.

3.4.  Информация о правилах организации учебного процесса представляется в печатном виде на стендах объявлений отдела организации приема, всех факультетов, а также размещается на сайте и в учебном портале университета.

3.5.  При формировании индивидуальных планов университет обязан предлагать студентам как выбор дисциплин, так и выбор высококвалифицированных преподавателей, ведущих эти дисциплины, с указанием должностей, ученых степеней и званий.

3.6.  Университет отвечает за все методическое обеспечение учебного процесса. В частности для каждого направления (специальности) на факультете должны быть подготовлены:

— программы (содержание образования) по каждой дисциплине (указывается трудоемкость в з.е.);

— материалы для аудиторной работы по каждой дисциплине: тексты лекций, планы семинарских занятий, мультимедийное сопровождение аудиторных занятий;

— материалы для самостоятельной работы студентов: наборы текстов домашних заданий, материалы самоконтроля по каждой дисциплине, типовые модели рефератов и курсовых работ, учебные электронные материалы в электронной библиотеке университета;

— материалы для контроля знаний: письменные контрольные задания, письменные и электронные тесты, экзаменационные билеты по каждой дисциплине;

— материалы для работы на практиках: планы и программы проведения практик, формы отчетной документации.

3.7.  Университет (факультет) организует запись студентов на изучение дисциплин следующего учебного года следующим образом:

3.7.1.      Вновь поступивший студент до начала занятий (25-28 августа) получает в деканате ф-та (у тьютора) подготовленный вариант типового индивидуального учебного плана для первокурсника, куда (после консультации) он может внести свои коррективы до 10 сентября текущего учебного года. Дальнейшие изменения в индивидуальном учебном плане в течение года не допускаются.

3.7.2.      Студент второго курса и старше составляет свой индивидуальный учебный план на следующий учебный год (по установленной форме, при необходимости, после консультации с тьютором), подписывает его, ставит дату и сдает в деканат в период с 20 июня по 5 июля.

3.7.3.      Изменения в индивидуальный учебный план (в объеме не более 10% от общего числа кредитов) могут быть внесены студентом в срок до 10 сентября текущего учебного года. В этом случае в деканат подается письменная заявка с указанием изменений (по установленной форме).

3.7.4.      По каждой дисциплине деканат факультета по согласованию с УМУ устанавливает минимальное число студентов, необходимое для открытия дисциплины, а для каждого преподавателя – максимальное число студентов в учебном потоке (группе).

3.7.5.      В случае если на данную дисциплину в срок до 05 июля записалось число студентов, меньшее минимально установленного, то дисциплина не открывается (не вносится в рабочий план направления или специальности),  деканат делает об этом объявление на информационном стенде и на странице факультета в учебном портале университета; записавшиеся на эту дисциплину студенты должны в срок до 10 сентября подать в деканат заявки об изменениях в индивидуальных планах.

3.7.6.      В случае если к данному преподавателю записалось число студентов, большее максимально установленного, то деканат формирует по этой дисциплине второй (при необходимости – больше) учебный поток (учебную группу) и по своему усмотрению назначает в него преподавателя не меньшей квалификации. При этом студенты распределяются по потокам (учебным группам) согласно порядку очередности записи.

3.7.7.      Если студент, переведенный на следующий курс, в установленный срок не сдал в деканат свой индивидуальный учебный план, то за основу его обучения деканат принимает типовой рабочий план данного курса.

3.8.  По результатам анализа индивидуальных планов факультеты составляют рабочие планы и расписание занятий на следующий учебный год (в срок до 01 сентября).

3.9.  Университет обеспечивает учебный процесс всеми необходимыми информационными источниками: учебниками, методическими пособиями, учебно-электронными материалами, доступом к сетевым образовательным ресурсам.

3.10.        Университет обеспечивает процесс обучения также всеми иными необходимыми атрибутами и средствами: помещениями, учебным и научным оборудованием, расходными материалами, местами прохождения практик и пр.

3.11.        Все остальные действия университета, не связанные непосредственно с организацией и ведением учебного процесса (прием студентов, внеучебная работа, студенческая жизнь, обеспечение общежитиями, медицинское обслуживание и пр.), отражены в Законах РФ об образовании, Уставе университета, в нормативных документах Минобразования, а также в соответствующих университетских Положениях.

  1. Системы контроля, оценка освоения дисциплин, академический рейтинг, успеваемость и статус студентов.

4.1.  Контроль освоения студентом каждой дисциплины осуществляется в рамках балльно-рейтинговых систем (БРС), включающих рубежную и текущую аттестации.

4.2.  Университет (УМУ) разрабатывает общие схемы для групп специальностей, а факультеты и кафедры – конкретные схемы и положения о БРС по каждой дисциплине (с разбивкой по трудоемкости, измеренной в з.е., для каждого этапа рубежного контроля знаний).

4.3.  По результатам текущей аттестации студенту выставляются:

            — зачет в целых единицах (кредитах), характеризующих трудоемкость освоения

              дисциплины,

     — дифференцированная оценка, характеризующая качество освоения студентом

       знаний, умений и навыков в рамках данной дисциплины.

4.4.  Повторное прохождение студентом рубежной и текущей аттестации в случае получения неудовлетворительных оценок не допускается, за исключением  документально обоснованных случаев (болезнь и пр.).

4.5.  По результатам рубежного и текущего контроля факультет составляет академические рейтинги студентов. Высокий рейтинг позволяет студенту получить академические льготы и преимущества (повышенную стипендию, бесплатное обучение и пр.).

4.6.   Любой студент может получить аргументированные сведения о своем академическом рейтинге в деканате ф-та; доступ к сведениям об академическом рейтинге может быть организован в учебном портале.

4.7.  В течение семестра студент должен, как правило9, освоить дисциплины в объеме 25 зачетных единиц (получить 25 кредитов), включая 100% зачетных единиц дисциплин группы (а), предусмотренных учебном планом (см.п.2.5.1.).

4.7.1.      Если студент в течение семестра получает не более 20 кредитов и при этом осваивает 100% дисциплин группы (а), то он автоматически получает возможность продолжения обучения в следующем семестре.

4.7.2.      Если студент в течение семестра получает не более 20 кредитов, но при этом осваивает менее 100% дисциплин группы (а), то вопрос о продолжении его обучения решается на деканатской комиссии.

4.7.3.      Если студент в течение семестра получает менее 20 кредитов, то он автоматически выбывает из числа студентов, обучающихся на данном курсе.

4.7.4.      Студент, не выполнивший учебный план, в конце каждого семестра отчисляется из университета (по решению деканатской комиссии, п. 4.7.2 или автоматически, п. 4.7.3).

4.7.5.      При личном желании и при согласии деканата ф-та студент может быть восстановлен на предыдущем курсе, где по индивидуальному плану он может «добрать» необходимое число кредитов, включая 100% кредитов по дисциплинам группы (а)1.

  1. Действия, права и обязанности студента в нелинейной схеме организации учебного процесса.

5.1.  Все желающие имеют право ознакомиться с правилами организации учебного процесса по каждому направлению (специальности) в отделе организации приема университета. Правила организации учебного процесса с использованием системы з.е. определяются настоящим Положением.

5.2.  При составлении своего индивидуального учебного плана студент обязан строго следовать правилам, изложенным в настоящем Положении, а также:

            — учесть в своем плане 100% дисциплин группы (а),

            — записаться не меньше, чем на 50 кредитов в учебном году (за исключением

              случаев, указанных в Примечании 9).

5.3.  В процессе обучения студент обязан осваивать учебные дисциплины в строгом соответствии с индивидуальным учебным планом.

5.4.  Студент имеет право записаться на большее, чем 50, число кредитов в учебном году. В этом случае, при условии успешного выполнения учебного плана, срок обучения может быть сокращен.

  1. Служба академических консультантов (тьюторов)

6.1.  Для содействия студентам в выборе и реализации их образовательных траекторий на факультетах организуется служба академических консультантов (тьюторов).

6.2.  Служба тьюторов создается при деканатах факультетов и подчиняется непосредственно декану ф-та. Число тьюторов устанавливается в зависимости от числа студентов (например, один тьютор на 300 студентов).

6.3.  Один тьютор осуществляет свою работу, как правило, в рамках не более, чем одного-двух направлений (специальностей) и курирует студентов от первого до выпускного курса.

6.4.  Должность тьютора может занимать сотрудник с высшим образованием, прошедший надлежащую подготовку и являющийся экспертом в структуре учебного процесса данной группы направлений (специальностей).

6.5.  Тьютор назначается на должность приказом ректора (проректора по учебной работе) по согласованию с деканом ф-та.

6.6.  Должность тьютора предполагает размер заработной платы не менее средней по преподавательскому составу факультета. По результатам семестра декан имеет право премировать тьюторов из своего резервного фонда.

6.7.  Функциональные обязанности тьютора:

6.7.1.      Тьютор представляет академические интересы студента в университете.

6.7.2.      Тьюторы по должности входят в состав учебно-методических комиссий факультета.

6.7.3.      Тьютор готовит все необходимые информационные материалы по организации учебного процесса, предоставляет их студентам на стендах и на странице факультета в учебном портале.

6.7.4.      Тьютор осуществляет групповые и индивидуальные консультации студентов с целью наиболее рационального составления индивидуальных и рабочих учебных планов на год.

6.7.5.      В течение года тьютор обязан предусмотреть проведение академических консультаций на регулярной основе.

6.7.6.      Тьютор организует прием индивидуальных планов студентов в установленный период и участвует в составлении рабочих планов направления (специальности) на учебный год.

6.7.7.      Тьютор содействует студентам в период внесения изменений в индивидуальные учебные планы.

6.7.8.      Тьюторы обязательно принимают участие в работе деканатских комиссий, рассматривающих вопросы успеваемости и академического статуса студентов.

6.7.9.      Тьютор ведет паспорт курируемых им направлений (специальностей).

6.7.10.  Тьютор имеет право контролировать своевременную подготовку и наличие всех методических материалов, необходимых для обучения по данному направлению (специальности).

6.7.11.  Тьюторы имеют право проверять выполнение правил проведения рубежного и текущего контроля по всем дисциплинам, устаствовать в расчетах академического рейтинга студентов, а также работать в комиссиях по проведению контрольных ректората.

6.7.12.  Тьютор обязан проходить повышение квалификации на кафедре сравнительной образовательной политики Минобразования России не реже, чем 1 раз в три года.



1 Другие термины: тьютор, руководитель образовательной программы.

2 Другой термин: «кредиты».

3 Здесь и ниже по тексту термин «факультет» обозначает учебные подразделения, пользующиеся по положению правами факультета, в частности, учебные институты.

4 Здесь в п.2.5 кратко описаны основные требования к базовому плану. Подробно – в докладе, посвященном структуре и принципам формирования базовых планов.

5 Иначе говоря, любая общеобразовательная, общепрофессиональная или специальная дисциплина может быть или (а) обязательной и включенной в строго последовательный ряд, или (б) обязательной, но выбранной в любом семестре, или (в) обычным элективом.

6 Это необходимо для формирования учебных потоков и групп, в которых одну и ту же дисциплину изучают студенты разных (но, может быть, близких) специальностей.

7 Расчет учебной нагрузки и штатов, а также заработной платы ППС ведется в рамках действующей в РУДН системы оптимизации учебного процесса. Основой процедуры расчета при этом является сборник рабочих (годовых) учебных планов. Предложенные в п. 2.7.2. нормативы внеаудиторной нагрузки, с одной стороны, примерно соответствуют средним фактическим значениям (анализ за 5 лет), с другой – стимулируют экономическую эффективность учебного процесса (включающую, конечно, и повышение заработной платы преподавателей).

8 Существенное замечание. В эксперименте, проводимом в РУДН, выдержано следующее правило: формат базового учебного плана неизбежно отличается от ГОС, но содержание образования регламентируется действующим стандартом.

9 Студент, вообще говоря, может (и имеет право) сформировать свой годовой план с числом кредитов, меньшим 50, при этом он заведомо увеличивает срок своего обучения. Это могут быть студенты-инвалиды, возрастные студенты, обучающиеся по контракту, студенты вечерних и заочных отделений. В каждом таком случае индивидуальный план утверждается только деканом факультета.

1 Частные вопросы: (1) отсрочка от службы в армии дается на заданный срок; по окончании этого срока студент-второгодник прерывает обучение, после службы в армии может его продолжить по тем же правилам. (2) студенты-второгодники оплачивают повтор обучения только по тем дисциплинам, которые им не зачтены.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector