ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ

К зачетным единицам («кредитам»), которые настойчиво предлагается ввести в схему обучения отечественной системы образования, можно относиться по-разному, и это отношение уже звучит в различных межвузовских аудиториях: на совещаниях, заседаниях рабочих групп, просто в беседах. Наиболее распространенное суждение таково: раз уж нельзя без этого обойтись, то во всех учебных документах, ориентированных на Европу, достаточно пересчитать трудозатраты из часов в «кредиты». В качестве основы для пересчета использовать какую-нибудь действующую международную схему или изобрести собственную. И этим ограничиться, чтобы не ломать сложившейся и хорошо себя зарекомендовавшей отечественной системы обучения. Наверное, вряд ли найдется в нашей системе образования хотя бы один профессионал, который не был бы внутренне согласен с этими аргументами. И представляется, что неизбежные все же в накрывшую нас эпоху перемен модернизации и реформы должны вестись с высочайшей  осторожностью. Пусть хирург, включивший табло «Идет операция», всегда имеет перед собой предупреждающий сигнал «Не навреди!».

Но к существу вопроса. Сам по себе пересчет трудоемкости из одной системы единиц в другую – это несложная техническая задача. И она не заслуживала бы столь пристального внимания, если бы не была составной частью процесса своего рода унификации различных образовательных систем. Конечная цель прозрачна: дать возможность людям получать образование там, где это им по тем или иным причинам более удобно. И, может быть, проходить образовательную программу не в одном вузе, а по частям – в разных. Возможно это в том случае, если в разных вузах не только программы и учебные планы, но и схемы обучения будут похожи. Пока такой глобальной схожести в мире нет нигде. Сегодня попытку устранить «университетские границы», обеспечить «образовательную прозрачность» предпринимают страны Европы. России оставаться в стороне не стоит. Но это не значит, что нужно лишь копировать чужой опыт. Модификация действующих отечественных схем обучения, разработка и опробование новых, активное участие российских профессионалов – все это может быть весьма востребовано в работе международного академического сообщества и повлиять на процесс становления «образовательного шенгена».

Начиная с 2002 года в РУДН проводится эксперимент по переводу ряда направлений и специальностей на новую систему организации учебного процесса с использованием системы зачетных единиц. Разработку и ведение эксперимента осуществляет рабочая группа, включающая проректора, начальника и сотрудников учебно-методического управления, деканов и заместителей деканов задействованных факультетов. План проведения эксперимента содержит теоретическую и практическую части. Первая включает обоснование, сравнительный анализ действующих зарубежных схем, выбор схемы, разработку графика и методики перехода на новую систему. В практической части следующие составляющие: выбор соотношений и осуществление пересчета трудоемкости в «кредиты», формирование учебных планов, создание нормативного документа, регламентирующего порядок работы и действия вовлеченных лиц, а также, собственно, процедура перехода на новую схему организации учебного процесса.

Понятно, что теоретическое исследование имеет своей целью создание основных документов, регламентирующих процедуру реализации новой учебной схемы и, естественным образом, находит в них отражение. Таких основных документов два: учебный план и положение об организации учебного процесса. Оба они представлены в докладах участников нашей рабочей группы. В данном сообщении представлено с комментариями Положение об организации учебного процесса с использованием системы зачетных единиц. Второй доклад нашей творческой группы содержит информацию о принципах формирования и модификациях в учебных планах, разработанных в РУДН 2002-2003 г.г.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector