Сущность адаптации – взаимодействие

  1. Понятие, виды и механизмы адаптации в трудовом коллективе.
  2. Основные этапы адаптации.
  3. Показатели адаптации: объективные и субъективные показатели.
  4. Объективные и субъективные условия адаптации в трудовом коллективе.

 

-1-

 

Сущность адаптации – взаимодействие между двумя или более субъектами (между личностью и коллективом, между должностными и профессиональными позициями). В ходе адаптации, человек включается в новую систему профессиональных и социально психологических отношений, усваивает новые знания, навыки, ценности, умения, модели поведения, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами трудового коллектива.

Успешность адаптации зависит от особенности личности человека и от особенности того коллектива, где он обучается, занят, работает.

 

Индивидуальные особенности, влияющие на адаптацию:

 

  • Темперамент;
  • Пол;
  • Возраст;
  • Привычки;
  • Национальность;
  • Самооценка.

 

Виды адаптации:

 

  • Производственная – установление и развитие взаимных связей, отношений между человеком и технологическими аспектами деятельности трудового коллектива;
  • Профессиональная – способность человека овладевать профессиональными знаниями, навыками, умениями;
  • Социально-психологическая – способность устанавливать деловые и межличностные отношения, следовать сложившимся ценностям, установкам, занять свою социально-психологическую позицию в коллективе;
  • Психофизиологическая – освоение человеком совокупности условий трудовой деятельности;
  • Первичная;
  • Вторичная;
  • Активная – предполагает воздействие индивида на внешние и внутренние условия с целью их изменения;
  • Пассивная – предлагает воздействие индивида на внешние и внутренние условия без изменения последних.

 

Механизмы адаптации в трудовом коллективе:

 

  • Имитация – способность следовать ценностям, установкам в коллективе.
  • Идентификация – отождествление своего поведения с особенностями нового трудового коллектива, включающего взаимодействие с коллегами, подчинёнными или руководителем;
  • Ощущение вины – попытка предупредить нежелательные модели по мнению коллектива.

 

-2-

 

Адаптация может длиться от нескольких месяцев до многих лет.

 

Этапы адаптации:

 

1.      Ознакомление – человек получает сведения о коллективе в целом, о способах оценки его деятельности, о сложившихся моделях поведения, включается в существующие коммуникативные сети (от нескольких дней до месяца);

2.      Приспособление – фактическое знакомство со своими полномочиями и обязанностями, идёт процесс согласования системы ценностей человека, его самооценки, собственных целей, задач с новыми социально-профессиональными условиями (от года до двух);

3.      Ассимиляция (действенная адаптация) – полная или частичная адаптация работника к новым социально-экономическим должностным и профессиональным условиям.

4.      Идентификация – полное отождествление человека со своим профессиональным, экономическим и социально-психологическим статусом.

 

Адаптацию можно оценить с помощью показателей высокой или низкой адаптации.

 

Показатели высокой адаптации:

 

  • Высокий должностной и социальный статус;
  • Удовлетворённость заработной платой;
  • Успешное и качественное выполнение получаемых заданий;
  • Психологическая удовлетворённость новой должностью, профессией, условиями и местом занятости;
  • Психологическая удовлетворённость взаимоотношениями в коллективе;
  • Повышение квалификации.

 

Показатели низкой адаптации:

 

  • Высокая доля увольнений по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины;
  • Отклоняющееся (девиантное) поведение – достижение личных целей нелегальным путём;
  • Психологическая неудовлетворённость новой должностью, новой профессией, местом занятости, заработной платой, психологическими отношениями в коллективе.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector