Цели создания и функционирования предприятия

В Законе Российской Федерации «О предприятиях и предприни­мательской деятельности» сказано, что предпринимательство (пред­принимательская деятельность) — это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направ­ленная на получение прибыли.

Субъектами предпринимательства могут быть:

♦       граждане Российской Федерации и других государств, не огра­ниченные в установленном законом порядке в своей деятельно­сти;

♦       граждане иностранных государств и лица без гражданства в пре­делах полномочий, установленных законом;

♦       объединения граждан (партнеры).

Важнейшие отличительные черты предпринимательства:

1) это самостоятельность и экономическая свобода деятельности. Любой предприниматель независим в принятии решения по поводу организации собственного дела в любой эко­номической сфере (естественно, кроме запрещенной законом).

2) деятельность предпринимателя связана с риском и неопределенностью успеха начатого дела. Поэтому такая деятельность предъявляет жесткие требования к личным качествам человека, занятого предпринимательством. Здесь важны и грамотность, и знания, и умения, и характер.

3) предпринимательство опирается на инновации. Это творческая, поисковая деятельность инициативных людей.

В зависимости от содержания деятельности различают следую­щие виды предприятий:

♦       производственное;

♦       коммерческое;

♦       финансовое;

♦       консультативное;

♦       страховое;

♦       посредническое.

К производственным предприятиям относится предприятия, направленная на производство продукции, проведение ра­бот и оказание услуг, сбор, обработку и представление информации, создание духовных ценностей и т.п., подлежащих последующей ре­ализации потребителям. Функция производства в этом виде пред­принимательства является основной.

Производственное предпринимательство считается самым труд­ным, хотя и наиболее важным видом предпринимательства.

Суть коммерческих предприятий составляют товарно-де­нежные отношения, торгово-обменные операции, т.е. перепродажа товаров и услуг. В отличие от производственно-предпринимательской деятельности здесь нет необходимости обеспечения производственны­ми ресурсами для выпуска продукции. Первой стадией технологии яв­ляется выбор — что покупать, что перепродавать и где. При этом цена реализации товара должна быть значительно выше закупочной цены; спрос на предлагаемый товар должен быть достаточным, чтобы реа­лизовать сделку намечаемого масштаба.

Для успешной деятельности коммерческих предприятий применяется маркетинг. Это исследование и анализ рынка товаров (услуг) и выработка прогнозной оценки конъюнктуры рынка (ана­лиз того, какие товары (услуги) будут пользоваться наибольшим спросом, каковы будут цены покупки и реализации).

Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные биржи и торговые организации.

Товарная биржа – это разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товаров. Цель такой биржи – создать механизм управления свободной конкуренцией и с ее помощью, с учетом изменения спроса и предложения, выявить реальные рыночные цены.

Финансовые предприятия является разновидностью коммерческого предпринимательства, поскольку здесь объектом купли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры и т.д.), т.е. про­исходит продажа одних денег в прямой или косвенной форме.

Предприниматель, вступающий в этот вид бизнеса, начинает свою деятельность с анализа рынка ценных бумаг и маркетинга. Маркетинг связан с поиском и привлечением потенциальных по­купателей денег, валюты и ценных бумаг.

Основным полем деятельности финансового предпринимательства – коммерческие банки и фондовые биржи.

Коммерческий банк – это финансово – кредитное учреждение акционерного типа, кредитуемое на платной основе преимущественно коммерческие организации, осуществляющее прием денежных вкладов (депозитов) и другие расчетные операции по поручению клиентов.

Фондовая биржа – организационно оформленный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг, способствующий повышению мобильности капитала и выявлению реальной стоимости активов. Принципом функционирования фондовой биржи базируется на оперативном регулировании спроса и предложения. Здесь проводятся так называемые котировки ценных бумаг. Они состоят в регулярной оценке специалистами биржи курсов покупателей и курсов продавцов по всем ценным бумагам, которые проходят через биржу.

Консультативные предприятия. Слово «консультант» происходит от лат. consultans (consultantis) — советующий. Это специалист в определенной области, дающий советы по вопросам сво­ей специальности. В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления получила название консалтинг. Это предоставление независимых советов и помощи по вопросам  управления,   включая  определение  и  оценку  проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и по­мощь в их реализации.

Консультантов по управлению привлекают для того, чтобы снять неопределенность, возникающую на разных стадиях процесса подго­товки, принятия и реализации ответственных управленческих реше­ний.

Страховые предприятияэто особая форма финансо­вого предпринимательства, заключающаяся и том, что предприни­матель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая. Оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

Посредническое предпринимательство проявляется в деятельно­сти, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход.

Как видно, все виды предпринимательства направлены на полу­чение дохода и связаны с экономическим риском предпринимателя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector