Актуальные проблемы теории и практики олимпийского образования детей и молодёжи

Одна из актуальных проблем олимпийского движения сегодня вытекает из противоречия между высоким уровнем развития спорта и низким уровнем внедрения идеалов и ценностей олимпизма в процессе образования. Спорт в первой половине XXI века – это симбиоз спорта и бизнеса в глобальном масштабе” .

Впервые понятие «олимпийское образование» (Olympic Education) было сформулировано в докладе С. Фавра (Италия) в 1968 г. на 8-й сессии Международной олимпийской академии (МОА). В 1972 г. на 12-й сессии МОА Э. Лауэрбах (Германия) обращается к проблемам пропаганды олимпийских принципов в школе, напоминая, что идея Кубертена о реформе образования весьма актуальна в современных условиях.

Сегодня олимпийское образование, цель которого – приобщение к идеалам и ценностям олимпизма, занимает важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и реализуется во многих странах.

До сих пор в теории и практике олимпийского образования существует целый ряд сложных нерешенных проблем, которые находится в нескольких сферах:

  • необходимо организовать непосредственные взаимоотношения между национальными системами олимпийского образования и средствами массовой информации;
  • следует установить необходимый уровень международного сотрудничества при формировании национальных систем олимпийского образования.

В настоящее время назрела необходимость перехода к осмыслению и практической реализации этой деятельности как определенной системы.

Высказывается и мнение о том, что нравственно-этическое начало сегодня не является ведущим в олимпийском движении, что нет смысла требовать от спортсменов соблюдения уже устаревших нравственных норм и принципов, вроде «fair play»  и т. д.

Олимпийское образование
Олимпийское образование

Противоположный подход состоит в том, что проблемы и трудности, с которыми сталкивается олимпийское движение сегодня, требуют не ослабить, а усилить гуманистическую направленность олимпийской философии. Так, неоднократно ставился вопрос об изменении олимпийского девиза «Citius. Altius. Fortius», поскольку он формирует у спортсменов и тренеров желание добиться победы любой ценой.

Важная задача педагогической деятельности в рамках олимпийского движения состоит в формировании и совершенствовании у детей и молодежи целого комплекса гуманистически ориентированных умений, навыков, способностей. Часто олимпийское образование ошибочно сводят к одному направлению – спортивно-рекордистскому. Ошибочно потому, что по замыслу основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена олимпийское движение должно содействовать реализации гуманистических идеалов и ценностей. Следовательно, педагогическая деятельность в рамках олимпийского движения должна носить «спортивно-гуманистический» характер и формировать у человека знания о тех гуманистических идеалах и ценностях, которые могут быть реализованы в спорте и посредством спорта.

В нашей стране проблемы олимпийского образования детей и молодежи стали разрабатываться вначале 80-х гг. под руководством В. И. Столярова. 5 марта 1994 г. издан совместный приказ Минобразования России и Олимпийского комитета России № 51/84а «Об организации изучения вопросов олимпийского движения и Олимпийских игр». В нем предусматривается широкий комплекс мер методического, кадрового и информационного обеспечения работы по олимпийскому образованию учащейся молодежи. Центральное место занимает работа по разъяснению и пропаганде идей олимпизма, олимпийского движения во время учебного процесса в рамках учебных дисциплин, которые непосредственно связаны с областью физической культуры и спорта. Однако для повышения эффективности работы она должна проводиться и в рамках других учебных дисциплин, особенно гуманитарных, например, на уроках истории, литературы и других дисциплин.

Кроме того, для разъяснения и пропаганды идей олимпизма должно использоваться не только учебное, но и внеурочное время. Например, широко используются спортивные соревнования, применяется олимпийская атрибутика: подъем олимпийского флага, олимпийская клятва, церемония зажжения олимпийского огня и др. Во многих странах регулярно проводятся «Малые Олимпиады».

Однако традиционная модель организации спортивных соревнований, основанная на жесткой конкуренции участников и поощрении небольшой группы победителей, имеет достаточно серьезные минусы. Поэтому многие ученые и специалисты выступают за гуманизацию спортивных соревнований, за поиск и использование новых форм их проведения, которые бы ориентировали участников на духовно-нравственные и эстетические ценности; не развивая стремления победить любой ценой, а стимулируя к самосовершенствованию, гармоничному развитию и высоконравственному поведению в духе идеалов олимпизма, принципов «Фэйр плэй». Одна из таких моделей под названием «Спартанские Игры» предложена В. И. Столяровым в рамках разработанного и практически реализуемого с 1991 г. проекта под названием «СпАрт».

Среди сторонников развертывания и активизации олимпийского образования весьма часто наблюдается чрезмерное увлечение просветительской работой, которая вряд ли способна решить проблему гуманизации современного спорта, и устранить присущие ему антигуманные явления.

Важная роль в активизации и повышении эффективности информационной, разъяснительной и пропагандистской работы, направленной на усиление гуманистической ориентации субъектов современного спорта, отводится средствам массовой информации

Итак, основной недостаток современной теории и практики педагогической деятельности в рамках олимпийского движения состоит:

  • в чрезмерном увлечение просветительской работой и отсутствии определенной системы, которая бы связала воедино отдельные аспекты деятельности, проводимые в рамках олимпийского образования детей и молодежи;
  • в неопределенности и неоднозначности трактовки олимпизма, его идеалов, разъяснения терминов;
  • в противоречиях между реальной ориентацией участников олимпийского движения на прагматические ценности и гуманистическими идеалами и ценностями, которые провозглашает олимпийская философия.
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector