В экономической теории можно выделить 3 этапа

Экономическая наука возникла в античном обществе, как экономия, т.е. наука о домоводстве и домашнем хозяйстве.

            Термин «экономия» вводится Ксенофонтом. В дальнейшем развивается в рамках учения «о справедливости» Аристотелем. Аристотель различает 2 вида хозяйственной деятельности: экономию (хозяйства ради самообеспечения) и хрематистику (хозяйство ради обогащения). Справедливой считают только экономию, основанную на натуральном хозяйстве и розничной торговле. Хрематистику, т.е. обогащение через расп. торгового и ростовщического капиталасчитают противоестественной.

            Римские авторы (Барон, Катон и т.д.)  разрабатывали проблему функционирования сельского хозяйства. Римские юристы сформировали основные принципы частной собственности. Важное значение античные исследователи придавали управлению рабством – от полного его оправдания (Аристотель) до признания принципиального равенства между людьми (раннее христианство).

            В концепции раннего христианства присутствует идея социального равенства, всеобщая обязанность труда, осуждение ростовщичества.

            В произведениях средневековых учёных-схоластов экономические проблемы также рассматриваются в рамках учения о справедливости, с позиции священного писания. Т.е. экономические проблемы рассматривается не с точки зрения реальной жизни, а с позиции справедливости, морали и т.п. !!!Нормативный подход господствует над позитивным, иррациональный над научным. Реальная действительность не соответствует идеалу.

            В XXIII вв. складывается особый социальный слой феодального общества – горожане. Их экономические представления находят отражение в цеховых уставах и городском праве.

            Новый этап приносит реформация (Мартин Лютер, Жан Кальвер). Отражая развитие буржуазных отношений в феодальном обществе, они активно используют антисословную направленность раннего христианства. Идея обязательного честного труда рассматривается, как основа формирования раннего предпринимательства. Идея равенства и справедливости, как основа эквивалентного обмена товаром.

            Здесь господствует нормативный подход.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector