Государственное регулирование международной трудовой миграции

В последнее время в интересах нейтрализации отрицательных последствий и усиления поло­жительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, довольно широко используют средства государственной политики. Процессы международной трудовой миграции регулируются как государством, так и международно-правовыми актами. В основе регулирования этого процесса лежат две противоположные тенденции. С одной стороны, следование принципам открытой экономики требует от государства соблюдения принципа свободного перемещения трудовых ресурсов и населения, а с другой — реальная обстановка в стране заставляет применять разного рода запреты и ограничения.

Реальные условия каждой страны диктуют выработку национальной миграционной политики, включающей комплекс мер, позволяющих регулировать въезд в страну и выезд из нее. Государ­ственное регулирование экспорта рабочей силы направлено как на защиту прав и интересов трудящихся-мигрантов в странах, применяющих иностранную рабочую силу, так и на возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за рубеж.

Основой эмиграционной политики является регулирование трех фаз эмиграционного цикла, включая выезд рабочей силы из страны, пребывание за границей, возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов:

     обеспечение прав работников на свободу перемещения и трудоустройства;

     гарантии возвращения мигрантов на родину;

     обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов;

     содействие смягчению безработицы, благодаря выезду тех работников, профессии которых не пользуются спросом;

     ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены;

     совершенствование внутреннего рынка труда посредством приема репатриантов, освоивших за рубежом специальности, необходимые для развития национальной экономики.

Большинство развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения и обеспечить национальную безопасность. Как правило, вводятся следующие ограничения;

     объем иностранной рабочей силы (квотирование), который допустимо принять в течение года (в США — 140 тыс. человек в год);

     возрастной ценз, который соответствует среднему, работоспособному, возрасту;

     состояние здоровья, как физического, так и психического (запрещен въезд алкоголиков, наркоманов и пр.);

     асоциальное поведение (бывшие заключенные) и участие в террористических организациях;

     профессиональные ограничения (более предпочтительными являются интеллектуальная и творческая интеллигенция, высококвалифицированные работники или, наоборот, низко­квалифицированные, соглашающиеся на рабочие места, на которые не претендует местное население работники редких профессий и т.п.)

При определении основных направлений миграционной политики учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе, в том числе по половозрастной и профессиональной структуре, состояние национальных рынков труда и жилья, политическая и социальная ситуация в стране. Но национальная миграционная политика отдельного государства не должна выходить за рамки определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для страны, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются.

Много функций по регулированию международных отношений на рынке труда выполняет Международная организация труда (МОТ), являющаяся специализированным учреждением ООН.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector