Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках: опыт философского анализа.

2. Прочитайте  отрывки из работы М. М. Бахтина. Вычлените понятия «текст» и «образ», в русле познания культуры как диалога субъектов. Какие субъекты имеются в виду?

М.М. Бахтин. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках: опыт философского анализа. Замет­ки. (1979)

<…> Всякий текст имеет субъекта, автора (говорящего, пишу­щего). <…> Проблема второго субъекта, воспроизводящего (для той или иной цели, в том числе и исследовательской) текст (чужой) и создающего обрамляющий текст (комментирующий, оценивающий, возражающий и т. п.). Особая двупланность и двусубъектность гу­манитарного мышления. <…>

Два полюса текста. Каждый текст предполагает общепонятную (то есть условную в пределах данного коллектива) систему знаков, язык (хотя бы язык искусства). <…> Чистых текстов нет и не мо­жет быть. В каждом тексте, кроме того, есть ряд моментов, которые могут быть названы техническими (техническая сторона графики, произношения и т. п.).<…> Итак, за каждым текстом стоит система языка. В тексте ей соответствует все повторенное и воспроизведен­ное и повторимое и воспроизводимое, все, что может быть дано вне данного текста (данность). Но одновременно каждый текст (как выс­казывание) является чем-то индивидуальным, единственным и не­повторимым, и в этом весь смысл его (его замысел, ради чего он со­здан). <…>

Этот второй полюс неразрывно связан с моментом автор­ства и ничего не имеет общего с естественной и натуральной случайной единичностью: он всецело осуществляется сред­ствами знаковой системы языка. Он осуществляется чистым

контекстом, хотя и обрастает естественными моментами. От­носительно всех границ (например, куда отнести тембр голоса чтеца, говорящего и т. п.).

<…> Событие жизни текста, то есть его подлинная сущность, все­гда развивается на рубеже двух сознании, двух субъектов.

Стенограмма гуманитарного мышления — это всегда стенограм­ма диалога особого вида: сложное взаимоотношение текста (пред­мет изучения и обдумывания) и создаваемого обрамляющего кон­текста (вопрошающего, возражающего и т. п.), в котором реализу­ется познающая и оценивающая мысль ученого. Это встреча двух текстов — готового и создаваемого реагирующего текста, следова­тельно, встреча двух субъектов, двух авторов.

Текст не вещь, а поэтому второе сознание, сознание воспринима­ющего, никак нельзя элиминировать или нейтрализовать.

<…>Проблема текста в гуманитарных науках. Гуманитарные на­уки — науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи и естественном явлении. Человек в его человеческой специфике все­гда выражает себя (говорит), то есть создает текст (хотя бы и потен­циальный). Там, где человек изучается вне текста и независимо от него, это уже не гуманитарные науки (анатомия и физиология че­ловека и др.).

<…> Проблема автора и форм его выраженности в произведе­нии. В какой мере можно говорить об «образе» автора?

Автора мы находим (воспринимаем, понимаем, ощущаем, чув­ствуем) во всяком произведении искусства. Например, в живопис­ном произведении мы всегда чувствуем автора его (художника), но мы никогда не видим его так, как видим изображенные им образы. Мы чувствуем его во всем как чистое изображающее начало (изоб­ражающий субъект), а не как изображенный (видимый) образ, И в автопортрете мы не видим, конечно, изображающего его автора, а только изображение художника. <…> Так называемый образ автора — это, правда, образ особого типа, отличный от других образов произведения, но это образ, а он имеет своего автора, создавшего его. Образ рассказ­чика в рассказе от «я», образ героя автобиографических произведений, автобиографический герой, лирический герой и т. д. Все они изме­ряются и определяются своим отношением к автору-человеку (как особому предмету изображения), но все они — изображенные обра­зы, имеющие своего автора, носителя чисто изображающего начала. Мы можем говорить о чистом авторе в отличие от автора частич­но изображенного, показанного, входящего в произведение как часть его. <…>

Русская словесность: Антология. М.: Мысль, 1999. С. 228-231.

 

 

III. Обучающий тест.

  1. Культурные нормы — это:

а) индивидуальный опыт, формирующийся в результате взаимодействия со средой;

б) правила, регулирующие человеческое поведение, указывающие на то, где, как, когда и что именно человек должен делать, думать, чувствовать;

в) осознание индивидом своих интересов и идеалов;

г) сфера человеческой деятельности, где закрепляются модели поведения человека.

  1. Культурные ценности — это:

а) почитаемые представления о том, как должен быть устроен мир и каким должен быть человек;

б) дорогие артефакты;

в) то, что удовлетворяет человеческие потребности;

г) любовь, верность, порядочность.

3. Учение о природе ценностей, о их месте в жизни человека:

а) антропология;

б) морфология;

в) онтология;

г) аксиология.

4. Формализованное поведение или действие, имеющее символическое значение;

а) научение;

б) культурная норма.

в) обряд, ритуал;

г) фетишизм.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector