Культура — исторически определенный уровень развития общества

1. Прочитайте предложенные определения культуры, проанализируйте их, выделив опорные слова. Какие из них вы считаете наиболее содержательными? Обоснуйте.

«Культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах органи­зации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях».

«Культура – совокупность смыслов и ценностей, рожденных творческой активностью человека».

«Культура – то, что не передается человеку генетически, всегда осваивается с нуля».

«Культура – это способность человека различными способами вступать в отношения с другими мирами, с Другим».

«Культура – способ познания и упорядочивания мира для практических и психологических нужд человека».

«Культура – средство межпоколенного воспроизводства общества как целостности».

«Культура – это способ выживания и воспроизводства социального человека в истории».

«Культура – это творческая деятельность человека по освоению материального и духовного мира».

«Культура – это система тончайших принуждений, то, что невозможно забыть».

2. Дайте определения понятиям: артефакт, язык культуры, гуманитарные науки, этология, антропология, культурные нормы.

            3. Прочитайте и сформулируйте определение понятию «пайдейя».

Французский исследователь А.И. Марру отмечает, что с эпохи эллинизма греческое слово пайдейя (вос­питание, учение, образование) вплотную приближается к совре­менным понятиям «культуры» и «цивилизации» …В самом деле, «спросим, что в эллинистическую эпоху обеспечивает единство греческого мира, расширившегося до размеров ойкумены — «обитаемого мира»? Менее чем когда-либо единство крови, — ведь эллинизм включает в себя и усваи­вает столько иноземных элементов — иранцев, семитов, египтян! Это уже и не политическое единство, которое не пережило смер­ти Александра. Это мог быть только факт объединения на почве единого идеала, одной мысли, затрагивающей существенную цель человеческой жизни и способы его достижения, одним словом — единство цивилизации или — точнее — культуры» (Марру). Это и есть все то, что выражено понятием «пайдейя». …Итак, «образование», «культура», «цивилизация» — в греческой пайдейе эти понятия не просто сближаются, но принципиально совпадают. Понятие образования — пайдейя — стоит в основе греческих пред­ставлений о жизни и обществе; даже понятие полиса оказывается по отношению к нему производным.

Когда Варрону и Цицерону пришлось переводить слово «пайдейя», его латинским эквивалентом они избрали  humanitas (лат. «образование», «воспитание»). А. Геллий выделял в этом понятии  два основных смысла: во-первых,   филантропичес­кий, когда речь идет о снисходительном, сговорчивом и добро­желательном человеке; во-вторых, оно обозначает образован­ного, знающего человека, стремящегося к постижению благо­родных — словесных — наук. В последнем случае «гуманитас» определяется как воспитание, основанное на высоком философско-риторическом образовании. Именно благодаря этому смыслу гуманитас становится главным словом итальянских гу­манистов. Их гуманитас предполагала в первую очередь осо­бую, ориентированную на классическую словесность, образо­ванность   — пайдейю. Вне всякого сомнения, она не  только может, но и должна быть понята в качестве обозначения спе­цифической культуры. В стремлении к определенной форме об­разования — «пайдейи» — собственно и состоял замысел гума­низма, его культура.

Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры: Опыт русской культурологи XIX— начала XX в. М. : ОГИ, 2001. Гл. 1.

 

 

            II. Работа с культурологическим текстом.

1. Выделите в представленных фрагментах понятия «текст», «язык», «образ». Дайте объяснение семиотическому методу в изучении культуры по Лотману.

Ю. М. Лотман. Семиотика культуры и понятие текста.

Оформление семиотики культуры — дисциплины, рассматрива­ющей взаимодействие разноустроенных семиотических систем,  внутреннюю неравномерность семиотического пространства, необходимость культурного и семиотического полиглотизма, в значительной мере

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector