У Маркса общество понимается материалистически

У Маркса общество понимается материалистически.

В истории Маркс выделяет три этапа: 1) Родовая община. Процесс разделения труда порождает три типа общества: восточное, античное и феодализм – германский способ производства стал господствующим в Европе.  В конечном счете феодализм изживает себя, ему на смену приходит вторичная формация– буржуазный тип общества (капитализм).

Эта формация имеет мощь и динамику в развитии, поэтому она становится мировым феноменом. Мир объединяется экономическими связями в единое целое. Этот тип общества также внутренне противоречив.

В начале XIX века возникает о дальнейшей перспективе развития общества. Маркс считает , что перспективой является коммунистическое  общество. В экономическом анализе он показывает, что капитализм движется в сторону обобществления. Сам капитализм работает на то, чтобы суживать основы своего существования. При коммунизме все будут едины, создадут условия для человеческого развития каждого.

Предпосылками суживания основы капитализма является ликвидация разделения труда – человеческое начало вытесняется из материального производства. За человеком остаются только функции управления.

Основами коммунистического общества является ликвидация разделения труда, ликвидация частной собственности.

Субъектом, обеспечивающим переход к новому типу общества, выступает промышленный пролетариат – он больше всего страдает от отчуждения, он трудится лишь для того, чтобы поддерживать биологически функции. В силу этого он наиболее заинтересован в освобождении.

Переход к третичной формации будет происходить по-иному нежели переход к предыдущим типам общества. Сначала пролетариату нужно будет завоевать политическую власть – диктатура пролетариата. При этом выделяется два этапа: социализм и коммунизм.

Пути освобождения человека Маркс ищет в практической плоскости. Он пытается теоретически выразить мысли о конечных пунктах развития. При этом он опирается на научный анализ. Философы и теоретики ученые должны опираться друг на друга.

Маркс по-особому трактует познание.. Процесс познания начинает трактоваться как диалектический, поскольку чувства и разум – это следствие человеческой деятельности. Это способы познания, а не его ступени. Соответственно, теоретики должны исследовать способы ориентации в мире, зафиксированные в понятиях. За счет этого они вскрывают общий закон. Процесс добычи знания связан с практикой. Знания должны использоваться в практике. Таким образом, практика является критерием истины. Здесь обнаруживается диалектика: с одной стороны практика абсолютна – она является критерием истины, а с другой – она относительна, поскольку человеческое общество развивается.

Достоинство марксизма состоит в том, что это последовательный материализм. Марксу удалось вывести идеальное из материального. Идеальное трактуется в духе Спинозы: мысль – это способность одного тела своей активностью воспроизводить феномен другого тела. Тогда все наши идеи есть некая способность, воспроизводить вещи в форме активности. Т. е. если мы воспроизвели вещь, то она перешла в форму процесса.

В отличие от классической философии, у Маркса несколько иной подход. Он закладывает основание философского мировоззрения, и рассматривает философию как метод достижения истины. Т. е. философия должна использоваться для исследования окружающего мира. В “Капитале” он пытается приложить эти знания к экономике. У Энгельса  — диалектическая трактовка природы

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector