идолы познания

На предыдущих этапах противоречия наползали на противоречия, а для Бэкона противоречия являются причиной неистинности знания. Обнаруживая проблемы старых систем познания он задается вопросом: откуда берутся заблуждения? В критической части своей работы в качестве источников заблуждений он обозначает так называемые идолы познания:

·         Идолы рода. Человек устроен особым образом, что позволяет впадать в заблуждения.

·         Идолы пещеры, т. е. на процесс познания откладывают отпечаток индивидуальные условия существования отдельного индивида.

·         Идолы рынка (площади). Их источник – социальная жизнь, а это один из источников ошибочных взглядов. Важной компонентой является гибкость, неоднозначность языка. Поэтому язык науки, философии надо реформировать, необходимо стремиться к его четкости, однозначности.

·         Идолы театра, связанные с воздействием авторитетов, влиянием традиций.

Он выделяет три типа познания:

1.      Связанный с образом муравья. В данном случае познающий субъект собирает факты и получает несистематизированное знание. Такое знание приносит мало пользы.

2.      Противоположным ему выступает путь, ассоциирующийся с образом паука, который вытаскивает из себя знания, никак не соотнося их с вещами окружающей действительности. По такому пути шла средневековая схоластика. Этот метод исчерпывается дедукцией.

3.      Наилучший путь познания ассоциируется с образом пчелы – собирает материал и обрабатывает его, тем самым получая знание.

Т. е. познание начинается с чувственного опыта, результаты которого должны подвергаться обработке. Поэтому опыт делится на светоносный — он приносит знание, и на плодоносный – человек должен применять знания. В таком случае знание позволяет преобразовывать окружающую действительность.

Истина уде дана в образах вещей. Далее истину обрабатывает разум, пытающийся их систематизировать. Таким образом, разум извлекает общее путем систематизации. Тогда познающему субъекту для наибольшей эффективности необходимо знать причины вещей. Бэкон  выделяет следующие:

·         Материальная, действующая – ими занимается наука

·         Формальная – метафизика

·         Целевая – теология

Наилучшим методом познания является метод движения мысли от частного к общему (метод наведения, индукция). Но он не отрицает и применение дедукции. В рамках метода он разработал так называемые  методы установления причинных связей: методы сходства, различия, сопутствующих изменений, остатков.

Затем данная система совершенствуется в XVIII веке и сознательно применяется в науке.

 Бэкон поступал следующим образом: он составлял таблицы положительных инстанций, т. е. пытался зафиксировать все случаи проявления интересующего нас свойства, и если есть некоторый постоянный фактор, то его можно рассматривать как причину. Дальше он учитывал все случаи отсутствия интересующего нас свойства, а затем составлялась таблица сравнения степеней – как меняется явление.

Все это в совокупности позволяло выявить знание, законы.

Его труд “Новая Атлантида”  он пишет об обществе. Здесь он строит консервативную копию общества, позволяющую человеку чувствовать себя человеком. Общество получается иерархичным. Обязательно присутствие частной собственности

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector