Таким образом человеческий мир раздваивается. У человека есть дух, а также тело. За гранью человеческого мира, как основа существования того и другого выступает Бог,

Декарт

Для него проблема выглядит точно также как и для Бэкона. Познание – основа деятельности человека.

Он начинает с критики предшественников. Он с детства учился в религиозных учреждениях, и уже там начинается процесс формирования собственной точки зрения, пытаясь преодолеть ограниченность схоластики

Ни чувственность, ни разум дать основу человеку не могут – это скептики. По Декарту это первоначальная посылка к познанию (принцип радикального сомнения). Это начало развития познания. Сомнение  — это средство для нахождения основы человеческой деятельности. Тогда несомненным оказывается сам факт сомнения. А сомнение – это акт мышления. Тогда основой для человеческой деятельности выступает мышление. Для того, чтобы на него опереться необходимо смотреть в свой внутренний мир, в котором можно обнаружить некоторые умозрения, менее всего подвергаемые сомнению. Такие умозрения Декарт считает  исходными пунктами познания. Отсюда получаем: “Мыслю, следовательно существую”. Т. е. мы через мысль убеждаемся в существовании себя, своего тела и окружающей действительности.

Таким образом, Декарт начинает с самосознания. Естественный свет разума и есть начало всякого познания.

Тогда познание начинается с простого, с идей. Из них, с помощью дедукции, мы выводим следствия до тех пор, пока не сможем проверить их с помощью чувственности. Т. е. познание начинается с общего. Чувственность причастна к познавательному процессу, но главную роль играет разум. Чувственность дает сырье для познания, а разум выделяет истину.

Тогда для Декарта самая достоверная наука – математика. Она больше всего зависит от мыслящего,  а не от внешних реальностей. Поэтому об окружающем мире надо мыслить, опираясь на математические знания.

Люди – духовные существа, поэтому основой деятельности выступает нетелесная духовная субстанция, но мышление убеждает нас в существовании тела, тогда он допускает существования  материи – противоположной субстанции.

Таким образом человеческий мир раздваивается. У человека есть  дух, а также  тело. За гранью человеческого мира, как основа существования того и другого выступает Бог, создавший телесный мир, вложив в него законы, а дальше она движется сама по себе. Бог вкладывает в человека мысль исходные идеи, обеспечивает познавательную способность, гарантирует истинность познания.

Природа сходится к  протяженности. Тогда  физика должна дать знание о материальной субстанции. Она обладает абсолютной делимостью, поэтому он отрицает существование пустоты, а атомы не есть предельная форма существования телесности. Значит в природе обнаруживается  сгущение и разрежение, что есть телесные образования. Тогда природа – это механизм, и все в ней должно подчиняться механическим законам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector