Эмпиризм доминировал в развитых странах

 В центре внимания оказывается познание, поэтому центральным пунктом исследования гносеологических проблем оказывается проблема метода: какой метод гарантированно дает истинное знание?

Идеалом деятельности познания выступает наука, поэтому философы пытаются сориентироваться на характеристики науки. Даже в своем существовании мы убеждаемся, опираясь на свои познавательные способности, о существовании окружающего мира мы также узнаем, опираясь либо на чувства либо на разум.

Философы поделились на два класса:

1.      Одни апеллировали эксперименту. Тогда главным свидетельством существования реальности выступают чувства человека. Такое течение называется эмпиризмом. Или его вариация: сенсуализм

2.      Другие мыслители обратили внимание на наличие в процессе познания общих понятий и посчитали, что именно они являются необходимым условием познавательного процесса. Тогда, с точки зрения таких мыслителей, главную роль в процессе познания играет разум. Такая позиция получила название рационализма.

 Эмпиризм  доминировал в развитых странах. Его родоначальником является Фрэнсис Бэкон.

Родоначальник рационализма – Декарт

Крупнейшие представители эмпиризма – англичане; рационализма – Спиноза, Готтфрид Лейбниц.

После Бэкона  эмпиризм развивают  Гоббс, который придает строгие черты учению эмпиризма, в развернутом виде формулирует теорию общественного договора. Локк а – фигура двойственная –  в одну сторону  пошли Джордж Беркли и Дэвид Юм (субъективный идеализм), а материалистические традиции продолжили развивать французские материалисты (Гольдбах, Дидро)

 

Точки зрения родоначальников

Для обоих в центре внимания оказывается  познание. Сначала они критически анализируют предыдущие эпохи, критикуют схоластику, считают, что наука не может опираться на силогистику и не может давать прироста знания. Это заставляет нас отвечать на вопрос, что есть знание? Как оно образуется? Каков лучший метод?

 

Бэкон — английский аристократ. Он выдвигает проект великого восстановления наук, знания. Он видит ограниченность схоластической логики и ставит задачу создания новой логики познания. Он не отрицает проблему Бога, отталкивается от идеи двойственности истины, считает, что сверхъестественным должна заниматься теология, а миром тварным – наука и философия. Т. е. перед нами материализм. Знание должно приносить пользу, тогда оно не может быть самостоятельным, хотя это является важнейшим фактором для преобразования мира. Он автор тезиса: “Знание – сила”.

Задачу он видит в обнаружении причин впадения человека в заблуждение, а также в нахождении лучшего метода познания.

Человек находится в мире природы, поэтому главные характеристики – это телесность, чувственность. Поэтому о существовании мира мы убеждаемся через чувственность. Но чувственность убеждает нас в активной форме, ее данные могут перепроверяться другими людьми. Таким образом, работа чувственности – это работа многих людей, позволяющая добывать истину о реальном мире. Тогда чувства, пусть не

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector