Философия Нового Времени

Классическое философствование продолжается до середины XIX века

Данную эпоху можно разделить на 3 этапа

·         Философия XVII века – век великих метафизических систем

·         Эпоха Просвещения

·         Немецкая классическая философия

Несмотря на различия, настроения были общие за исключением немецкой классики.

Мир меняется появляются новые параметры. Мануфактура становится господствующим типом производства В конце XVII века начинает разворачиваться промышленная революция, тем самым буржуазное общество набирает экономическую силу и начинает претендовать на политическую власть. XVII век – век буржуазных революций.

В этой ситуации важнейшим фактором в развитии буржуазного общества становится наука, которая в XVIII веке приобретает дисциплинарную форму: физика, химия, биология.

Таким образом вся эпоха освещена развитием науки. Знания начинают активно применяться в производственном процессе. При этом в центр внимания попадает проблема познания, а это означает, что существование бытия обосновывается познанием. В пику древнегреческому и средневековому онтологизму  данную позицию можно обозначить гносеологизмом.

Идеалом познания выступает наука в лице естествознания. Ее основы закладываются в предшествующую эпоху трудами Галилея  – эксперимент, количественный анализ. Т. е. познание опирается на эксперимент и, кроме того, использует язык математики.

Другие проблемы оказываются производными и зависимыми от процесса познания. Проблема Бога остается одной из важнейших проблем. Решается она либо в духе пантеизма либо в духе деизма – за Богом остается одна функция – быть творцом. Образ Бога рассматривается как образ часовщика – он создает природу, а дальше она существует сама по себе. В силу этого обстоятельства природа оказывается относительно самостоятельной, она рассматривается как механизм. Место человека в природе начинает пониматься несколько по-иному, чем в эпоху Возрождения – теперь природа является источником сырья, кладовой, из которой люди могут черпать для удовлетворения своих потребностей, а человек – покоритель природы. Т. е. природа создана Богом для человека.

Ученые  естествоиспытатели “насилуют” природу для выявления закономерностей и покорения ее. Это необходимо для развития буржуазного общества. Человек должен преобразовывать природу, опираясь на знания, поэтому необходимо озаботиться тем, что есть знание.

Главная характеристика человека – разум. Идеал человека –  ученый. Человек должен быть всесторонне развитым, но это развитие должно определяться знанием. Тогда существование общества начинает обосновываться, исходя из принципа знания, познания, разума. Поэтому формируются и становятся определяющими так называемые теории общественного договора. Общество ассоциируется с цивилизацией, оно есть продукт разумной процедуры.

В естественном состоянии у человека преобладает характеристика животности, в результате должна идти война всех против всех. Но человек также и разумное существо, поэтому, опираясь на разум, они люди договариваются о совместном существовании. Каждый человек жертвует частью своей свободы, но взамен получает относительную безопасность своего существования. При этом люди остаются животными, и, чтобы на разрушать структуру, образуется государство, задающее принципы поведения индивида. Оно выполняет надзорные функции, отслеживает соблюдение всеми условий

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector