Психологические защиты

Вытеснение. О вытеснении (или подавлении) говорят, когда человек как бы не замечает, забывает ту часть информации, которая связана с неприятными для него событиями, возникновением внутренней тревожности. Описываемое как «мотивированное забывание», вытеснение представляет собой процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. Например, человек, страдающий от ужасных личных неудач, благодаря вытеснению может стать неспособным рассказать об этом своём тяжёлом опыте. Однако события, вытесненные в бессознательное, сохраняют эмоциональный энергетический заряд и поэтому постоянно ищут выхода наружу. В результате возникает особая, аффективная логика, логика крайностей в оценке действительности. Например, человека кто-то сильно оскорбил, но открыто он враждебности не проявляет. Вероятно, здесь имеет место подавление чувства обиды. Если оскорбление исходило от близкого человека, то, чтобы сохранить нормальные отношения, эта обида вытесняется – о ней как бы забывают.

  Отрицание – стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимися представлениями. Оно проявляется в игнорировании потенциально тревожных сигналов, уклонении от них. Отрицание приводит к тому, что человек старается о чём-то не думать, не хочет принять очевидные факты и поверить им. Отрицание реальности имеет место, когда люди говорят или настаивают: «Этого со мной просто не может случиться», «Так не может быть», несмотря на очевидные доказательства обратного. Механизм отрицания напоминает переключатель, который переориентирует внимание так, что кого-то или что-то мы «в упор» не видим и не слышим. Столкнувшись с трудностями, человек активизирует фильтр отрицания, пытаясь сохранить свой внутренний мир от деформации и разрушения.

  Замещение – перенос каких-либо (чаще всего, агрессивных) побуждений с недоступных объектов на доступные. Это реакции по типу «разозлился на учителя, а за это накричал на младшую сестрёнку и пнул собаку». Менее распространена такая форма замещения, когда оно направлено против самого себя: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя. Кроме того, эта защита может реализовываться не только в замене объекта или самого действия, но и в переводе их в иной план – из реального мира в мир утешительных фантазий. Всякий раз, когда действительность разочаровывает нас, угрожает нам, мы уходим в страну фантазий, где можно без труда достичь всего. В фантазии любая мечта – свершившийся факт. Однако мечты и фантазии не безобидны. Человек тратит на них так много энергии, что начинает ощущать их как полноценную реальность, а затем ведёт себя так, будто это действительно реальность.

  Проекция (или перенос) – приписывание окружающим того, чего не хочется замечать в себе. Скажем, завистливые люди обычно пребывают в убеждении, что все окружающие им завидуют, а агрессивные – уверены в том, что все вокруг желают им зла. Если же кто-то считает себя хроническим неудачником и не добивается никаких успехов, то он обычно приписывает собственную несостоятельность несовершенству мира в целом.

  Рационализация – придумывание разумных доводов для оправдания своих неприемлемых качеств или поступков, каких-либо жизненных неудач. Например, ученик, как следует не подготовившийся к экзамену, приписывает свою низкую отметку нечестно проведённому тестированию, тому, что ему не помогли одноклассники, или во всём винит учителя за то, что тот не объяснял эту тему на уроке. При рационализации личность создаёт логические (псевдоразумные), но благовидные обоснования своего или чужого поведения, действий или переживаний, вызванных причинами, которые она (личность) не может признать из-за угрозы потери самоуважения.

  Регрессия – механизм, используемый для защиты от тревоги. Для неё характерен возврат к ребячливым, детским формам поведения. Это способ смягчения тревоги путём возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. У взрослых проявления регрессии включают несдержанность, недовольство, а также такие особенности, как «надуться и не разговаривать» с другими; детский лепет, противодействие авторитетам или

езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью. Иногда это неуместный бурный смех в ситуации волнения.

  Действие интеллектуализации проявляется в основанном на фактах чрезмерно «умственном» способе преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний. Человек, использующий интеллектуализацию, разговаривает по поводу чувств, но таким образом, что у слушателя остаётся впечатление отсутствия эмоции. Например, комментарий: «Ну да, естественно, я несколько сержусь по этому поводу», брошенный мимоходом, равнодушным тоном, предполагает, что сама мысль о чувстве гнева теоретически приемлема для человека, но его актуальное выражение все еще блокировано. Отличие интеллектуализации от рационализации, по мнению Ф.Е.Василюка, состоит в том, что она, по существу, представляет собой «уход из мира импульсов и аффектов в мир слов и абстракций». Интеллектуализация развивается в раннем подростковом возрасте для сдерживания эмоции ожидания или предвидения из боязни пережить разочарование. Образование механизма принято соотносить с фрустрациями, связанными с неудачами в конкуренции со сверстниками.

  Реактивное образование характеризуется тем, что личность предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путём преувеличенного развития противоположных стремлений. Иными словами, происходит как бы трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность. Например, жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной чёрствости, жестокости или эмоциональному безразличию. Реактивное образование воплощается в чертах характера, изменениях «Я». Реактивное образование – постоянная противонагрузка. Субъект, у которого сложилось реактивное образование, постоянно живет и готовится к опасности, когда бы она не возникла.

  Компенсация. Этот механизм психологической защиты проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта, нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Часто это происходит при необходимости избежать конфликта с этой личностью и повышения чувства самодостаточности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому не становятся частью самой личности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector