Подростки и стресс

Взрослые испытывают стресс от нелюбимой работы, неустроенной личной жизни, всех тех обязанностей, которые они должны выполнять. Возможно, подростки имеют меньшее количество обязанностей, но это совсем не значит, что они не испытывают стрессов. Факт остаётся фактом: многие подростки подвержены стрессу. Это происходит, когда они попадают в опасные (например, столкновение с хулиганами), сложные (например, отсутствие контакта с преподавателем или родителями), болезненные (например, потеря любимого человека) ситуации. Стресс усиливается, потому что, в отличие от взрослых, в распоряжении подростков нет ресурсов, необходимых для того, чтобы справляться с подобными ситуациями. Подростковый период – наиболее эмоциогенный, критический период развития, сопряжённый со специфическими эмоциональными трудностями. Он является периодом кризиса адаптационного механизма. 

  Чувства подростка чрезвычайно напряжены. Сотрудники Л.И. Божович описали характерный для подростка «аффект неадекватности» — бурную неуправляемую реакцию ребёнка, не соответствующую по выраженности вызвавшему её поводу. Их исследования показали, что в основе «аффекта неадекватности» лежит несоответствие самооценки, как правило низкой для подростков, высокому уровню притязаний.

  Стресс – обширный круг состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Источниками стресса становятся и физиологические изменения тела, и поиски индивидуальности, контрольные, зачёты и экзамены, давление родителей по поводу успеваемости в школе, проблемы в отношениях с противоположным полом, неуверенность в себе, тяга ко всему запрещённому и осознание того, что это – запрещённое, выбор между добром и злом. В подростковом возрасте дети уже не желают, чтобы их считали детьми, но ещё боятся ответственности взрослого человека. В

подростковый период происходит «гормональный ураган», который испытывает терпимость подростка к изменениям собственного тела. В это время идёт самое бурное развитие, созревание, которое значит лишь физическое взросление, но никак не психологическую зрелость. Подростки сильно мучаются от давления и отчуждения сверстников. Им тяжело быть непонятыми, непопулярными, осмеянными. Подростки уже умеют осознавать свои проблемы, говорить о них, находить решения. Но из-за излишней эмоциональности или возрастной неуверенности эти решения не всегда правильны. Подростки очень чувствительны к критике, поэтому советы могут вызвать агрессию, раздражение, вспышки эмоций и желание действовать наперекор.

  Подросткам значительно чаще, нежели младшим детям, кажется, что родители, учителя и сверстники о них дурного мнения, и это порой вызывает депрессивные состояния.

  Особенностью подросткового возраста является лёгкость перехода стрессовых переживаний в дистрессовые. Эмоциональный стресс у подростков расценивается как общая адаптивная реакция, выражающаяся в психологически понятных переживаниях конфликтных ситуаций и проявляющаяся во вне поведенческим актом или кратковременными аффективными изменениями. Дистресс рассматривается как состояние эмоционального напряжения, которое по своей интенсивности, качеству и длительности превышает адаптивные возможности и определяет проявление признаков патологических состояний. Поэтому контролировать и определять стрессовые состояния нужно уметь, делать это вовремя, пока стресс не перешёл в депрессию и другие расстройства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector