Почтовый опрос

Почтовый опрос разновидность анкетирования. Его правомерно рассматривать как эффек­тивный прием сбора первичной информации. В наиболее общем виде он заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте.

Важное преимущество почтового опроса простота организации. Нет надобности в подборе, обучении, контроле за деятельностью большого количества интервьюеров. При известном опыте исследователей подготовка и рассылка всей документации почтового опроса для 2000-3000 чело­век может быть осуществлена двумя работниками за 7-10 дней. К достоинствам метода относится и то, что он позволяет одновременно провести опрос на большой территории, в том числе в труднодоступных районах. Преимущество рассматриваемого приема сбора информации состоит также в том, что анкета заполняется только респондентом. Тем самым отсутствует контакт респондента и анкетера (интервьюера), а следовательно, и психологический барьер, наблюдаемый иногда при индивидуальном опросе. Еще одно позитивное свойство почтового опроса возможность респонденту самому выби­рать удобное для него время заполнения анкеты.

Вместе с тем, почтовый опрос имеет и свои недостатки. Основной из них неполный возврат анкет, то есть не все респонденты заполняют анкеты и отправляют их исследователям. В других формах опроса анкетер, интервьюер «подстраховывает» исследователя, помогает респондентам понять содержание вопросов и правил ответа на них. При заочном анке­тировании такой возможности нет. Все контакты социолога с опрашиваемым и в основных мо­ментах, и в деталях опосредуются только документами. Среди них обязательно должно присутствовать сопроводительное письмо. В нем, обращаясь к респонденту, по фамилии или имени и отчеству, следует повторить просьбу об участии в почтовом опро­се, подробно изложить цели исследования, подчеркнуть его практическую направленность, обра­тить внимание потенциального респондента на то, следует или нет подписывать возвращаемую анкету. Обязательно приводится адрес и телефон исследовательской организации, что при необ­ходимости позволит респонденту получить дополнительную информацию об исследовании, о пра­вилах заполнения анкеты. Рекомендуется высылать небольшое символическое вознаграждение, подчеркнуть внимание к респонденту. Например, в одном из наших почтовых опросов высылался красочный карманный календарь: это увеличило возврат анкет на 9%. Вместе с анкетой респон­денту непременно отправляют конверт с напечатанным на нем адресом исследовательской орга­низации. В этом конверте респондент должен будет выслать заполненную анкету. Заметим, и на конверте, в котором документы направляются респонденту, и на конверте возврата лучше накле­ивать яркие, многоцветные марки.

Примерно через 2-3 недели после отправки анкет высылаются напоминания. Если опрос ано­нимный, то напоминание высылается всем потенциальным респондентам, если не анонимный, то тем, от кого к определенному моменту времени не получены заполненные анкеты. Напоминание один из сильнейших стимуляторов, в среднем оно увеличивает возврат анкет на 20%. Иногда приходится высылать и вторичные напоминания.

Полезным может оказаться использование специальной сигнальной карточки. Это почтовая открытка с маркой. Она высылается потенциальному респонденту вместе с анкетой. На открытке отпечатан адрес исследовательской организации. Заполнив анкету, опрашиваемый вписывает в сигнальную карточку свою фамилию и адрес и высылает ее отдельно от анкеты. Тем самым сохра­няется анонимность и одновременно появляется возможность узнать, кому из респондентов не надо высылать напоминание.

Разновидность почтового опроса так называемый прессовый опрос. В этом случае анкета печатается в газете или журнале. В силу пассивности процедуры вовлечения потенциальных респондентов в опрос в прессовом анкетировании невысок возврат анкет.

В нашем случае предполагается провести почтовый опрос по магазинам области, торгующим алкогольной продукцией. Ниже представлены документы, используемые при проведении почтового опроса.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector