Программа социологического исследования

Программа социологического исследования обычно включает в себя относительно подробное, четкое и завершенное изложение следующих вопросов: методологическая часть формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования; методическая часть определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ.

Проблему данного социологического исследования можно определить как недостаток информации о состоянии, изменении потребительских предпочтений относительно товарной группы винные напитки. В связи с этим данную проблему можно отнести к гносеологическим, то есть связанным с недостатком знаний.   

Целью проводимого исследования можно считать выработку рекомендаций для подготовки и принятия управленческих решений. Объектом социологического исследования выступает носитель соответствующей проблемы, то есть в нашем случае это потенциальный потребитель винных напитков, живущий в городе Тамбове и области в возрасте 18 лет и старше.

Предварительный анализ объёма продаж свидетельствует о практически постоянном спросе потребителей на алкогольную продукцию «винные напитки». Возможно это связано с качеством товаров производимых ОАО «Талвис». В связи с этим в опросном инструментарии должны присутствовать блоки вопросов: об информированности населения о продукции ОАО «Талвис», о его отношении к ней, об ассортименте продукции, качестве, личных предпочтениях.

Для основной гипотезы — выявить отношение населения к винным напиткам ОАО «Талвис» предполагается решить следующие задачи:

ÞИзмерить структуру источников и величину ежемесячного дохода потребителя; соотнести результаты со структурой спроса.

ÞОпределить степень информированности населения с ассортиментом выпускаемой продукции; соотнести показатель информированности со структурой ассортимента.

ÞОпределить отношение населения к упаковке и маркировке товара.

ÞОпределить характер отношения к торговой марке ОАО «Талвис».

ÞВыяснить рекомендации потребителей относительно ассортимента и качества продукции.

Рассмотрим основные методы проведения социологического исследования.

1.Социологический опрос предполагает обращение к непосредственному носителю изучаемой проблемы и нацелен на те ее стороны, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямо­му наблюдению. Вот почему социологический опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественного, группового и индивидуального сознания, об­щественных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от «внешнего глаза» и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях.

Две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетёра или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Анкетирование бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы последнего: почтовый опрос, опрос через газету, жур­нал.

В свою очередь, интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при кото­ром интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, «лицом к лицу» и опосредованным, например, по телефону.

В зависимости от источника (носителя) первичной социологической информации различают опро­сы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации высту­пают различные социально-профессиональные и демографические группы населения. Участни­ков массовых опросов в прикладной социологии принято называть респондентами. В свою оче­редь, в специализированных опросах главный источник информации компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом изучения или чьи теоретические зна­ния, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. По сути дела, участниками таких опросов являются эксперты, способные дать всесторонне взвешенную оценку по интересу­ющим исследователя вопросам. Отсюда еще одно широко распространенное в социологии назва­ние таких опросов экспертные опросы.

Специфика метода опроса состоит прежде всего в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетеров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию.

2. Особенностью метода наблюдения как вида исследования и как метода сбора первичной информации способность анализировать и воспроизводить процесс во всем его богатстве и разнообразии, поставлять разносторонние, порой весьма «обнаженные» впечатления об исследуемом объекте. В ходе него могут фиксироваться: характер поведения, жесты, мимика лица, выражение эмоций от­дельных лиц и целых групп. Нередко наблюдение используется наряду с другими методами сбора информации, так сказать, одухотворяя бесстрастные колонки цифр результаты различных оп­росов. Наблюдение может активно использоваться для изучения степени активности населения на электоральных собраниях, характера деятельности студентов на практических занятиях или во время неформального общения, поведения участников массовых общественно-политических ме­роприятий, лекционной аудитории и т. д.

3. При использовании метода анализа документов источником социологической информации выступают текстовые сооб­щения. Таковые могут содержаться в любых документах: протоколах, докладах, резолюциях и ре­шениях, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюстрациях и т.п. Этот метод позволяет получать сведения о прошедших событиях, непосредственное наблю­дение которых уже невозможно. Изучение документов, в которых те или иные явления жизни прослеживаются в течение многих лет, позволяет выявить тенденции и динамику их изменения и развития.

Исходя из специфики изучаемого товара, остановимся на методе опроса и анализа документов, как наиболее приемлемых. Метод наблюдения не подходит, так как заранее известен результат наблюдения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector