МЕТОДЫ СБОРА ПЕРВИЧНОЙ МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Под первичной маркетинговой информацией принято понимать полученные в ходе маркетингового  исследования в раз­личной форме необобщенные сведения (например, данные по реализации продукции и др.), подлежащие в дальнейшем обработке и обобщению. Одним из основных способов сбора первичной маркетинговой информации является социологическое исследование

Подготовка социологического исследования процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Надо позаботиться о надежной теоретической основе ис­следования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора инфор­мации, сформировать исследовательскую группу из компетентных специалистов, предусмотреть организационное и материально-техническое обеспечение исследования. Словом, в этап собственно социологического исследования можно вступать, если есть уверенность, что весь объем подгото­вительных работ выполнен в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.

 Главный мотив обращения к социологическим исследованиям потребность располагать как можно более обширной и актуальной информа­цией, отражающей те стороны и нюансы жизнедеятельности общества, которые подчас скрыты от «внешнего глаза», но которые требуется учиты­вать в практике социального управления в широком смысле слова. То есть речь идет как о поли­тическом, административном, экономическом, финансовом, так и идеологическом (информаци­онном) либо ином виде управления.

  В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой еди­ной целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления.

 Социологическое исследование включает четыре последовательных, сменяющих друг друга организационно-автономных и вместе с тем содержательно взаимосвязанных этапа:

1.  подготовку исследования;

2.  сбор первичной социологической информации;

3.  подготовку собранной информации к обработке и ее обработку на электронно-вычислительной машине;

4.  анализ обработанной информации, подготовку отчета по итогам исследования, формули­рование выводов и рекомендаций.

   Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной в нем цели, выдвинутых задач. Именно в соответствии с ними, то есть в зависимости от глубины требуемого анализа предмета исследования, масштабности и сложности решаемых в ходе него задач, и разли­чают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и ана­литическое.

Разведывательное исследование наиболее простой вид конкретносоциологического ана­лиза, поскольку решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии.

Разведывательное исследование может использоваться в качестве предварительного этапа глу­боких и масштабных исследований, либо сбора весьма «прикидочных» сведений об объекте исследова­ния. Потребность в этом возникает особенно в тех случаях, когда предмет социологического исследования относится к числу мало или вообще не изученных проблем.

Разведывательное исследование служит по­ставщиком оперативных социологических данных. В этом случае можно говорить о такой разно­видности разведывательного исследования, как экспресс-опрос.

Оперативные опросы (экспресс опросы) нацелены на выявление отношения людей к актуаль­ным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения), а также на выявление степени эффективности только что проведенных мероприятий. Например, экспресс-опросы ис­пользуют для определения степени удовлетворенности аудитории качеством прослушанной лек­ции, для выяснения мнений студентов о содержании и форме проведенного занятия.

Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступ­ных методов сбора первичной социологической информации (к примеру, анкетный опрос или интервью), позволяющий осуществить его в короткие сроки. Вместе с тем, если речь идет об уточнении предмета или объекта широкомасштабного исследования, может быть осуществлен целенаправленный анализ специальной литературы, а также проведен опрос специалистов (экс­пертов), компетентных в вопросах изучаемой проблемы либо хорошо знающих характерные чер­ты и особенности объекта исследования. С этой же целью может быть проведено интенсивное групповое интервью, чаще называемое методом «фокус-групп «.

Описательное исследование более сложный вид социологического анализа. По своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах.

Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной про­грамме и на базе методически апробированного инструментария. Его надежная методологическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов исследуемого объекта по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой пробле­мой.

Описательное исследование обычно применяется тогда, когда объект анализа относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, в котором трудятся люди разных профессий и возрастных групп, имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т. д., или населе­ние города, района, области, региона, страны. В таких ситуациях выделение в структуре объекта изучения относительно однородных групп позволяет осуществить поочередную оценку, сравне­ние и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

Аналитическое исследование самый углубленный вид социологического анализа, ставящего своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обуславливают характер, распространенность, устойчивость или из­менчивость и другие свойственные ему черты.

В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую практи­ческую ценность.

Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристика­ми изучаемого социального явления, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер.

Самостоятельной разновидностью аналитического исследования является социальный экспе­римент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования интересующего исследователя объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех включенных в эксперимен­тальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту новые черты и свойства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector