Лексическая норма как ментально-языковая категория

1.      Каковы особенности лексической системы русского языка? Какие факторы влияют на ее развитие? Можно ли говорить о полевом принципе организации лексической системы русского языка? На каком основании?

2.      Какова специфика и основные особенности лексической нормы?

3.      Варианты лексической нормы, источники и причины их возникновения. Роль ассоциаций в изменении лексических норм.

4.      Выделите типичные ошибки, допускаемые говорящими при использовании лексических средств, нарушающие смысловую точность речи.

5.      Проблема стилистической окраски слова (функционально-стилевая и эмоционально-экспрессивная). Насколько оправдано использование в речи подобной лексики?

6.      Использование в речи лексики ограниченной сферы употребления  (архаизмов, историзмов, неологизмов, окказионализмов).

7.      Слова в их сочетаемости и взаимосвязях: уровень синтагматики, парадигматики и иерархических связей. Какие когнитивные процессы способствуют использованию в речи синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, многозначных слов?

8.      Как реализуется в речемыслительной деятельности человека лексическое значение слова? Как соотносятся между собой лексическое значение и смысл?

9.      Какие когнитивные процессы находятся в основе формирования и функционирования ментального лексикона индивидуума?  Как в ментальном лексиконе реализуется ЛЗ слова, его смысловой потенциал и ассоциативный фон?

10.Какова роль лексических норм в языковой интерпретации картины мира?

 

1. Упражнения для укрепления мышц  горла, снятия напряжения:

 Сделайте быстрый вдох носом. Одновременно опустите гортань, как во время зевка и откройте ноздри. На выдохе споем одну ноту на согласную «М». Гортань остается внизу. Нижняя челюсть опущена так, что зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно. Губы сомкнуты, но не напряжены. Ноздри открыты. Вы должны добиться удержания долгого ровного звука. Вибрация, легкое подрагивание ощущается в области носа, переносицы, щек, подбородка. Эпицентр вибрации находится на передних верхних зубах. Старайтесь не допускать гнусавого призвука. Не тянитесь к ноте снизу, атакуйте сверху, как бы нажимая на воображаемую клавишу. В противном случае нота получится несколько заниженной, или будет присутствовать ощущение, что вы «подъезжаете» к ноте, не точно интонируя. Начинать это упражнение надо с любой удобной вам ноты, находящейся в середине диапазона, и постепенно повышать и понижать тон. Оставайтесь в низком и среднем регистре.

2. Артикуляционная разминка:

 

Произнесите скороговорку с максимально возможными вариантами интонации:

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Произнесите «нетушку» в выбранном вами темпе речи, тембре и высоте голоса:

Нет абрикоса, кокоса, редиса,       

Палтуса, уксуса, кваса и риса.      

Компаса нет, баркаса и троса,

Термоса, пресса, индуса-матроса,   

  Баса нет, вкуса, веса и спроса,

  Нет интереса, нет и вопроса.

3. Невербальное общение:

Как с помощью невербальных средств вы сможете показать человеку, находящемуся в группе друзей, что ему нужно выйти?

 

Подготовить сообщения:

1.     Функционирование слова в  лексиконе человека (Использовать раздел «Проблема функционирования слова как единицы лексикона человека» в книге А.А. Залевской «Введение в психолингвистику» (М., 2000).

2.     Реализация лексических единиц языка в прагматиконе личности (на основе анализа речи окружающих вас людей). Обратите внимание на ошибки и на соблюдение говорящими лексических норм. Попытайтесь объяснить, какими факторами вызвано появление ошибок в речи. Определите когнитивные процессы, которые, на ваш взгляд, лежат в основе нарушения лексических норм.

3. Речевая синонимия (Шумилова А.А. К вопросу о феномене синонимии в психолингвистической парадигме // Русский язык. Теория. История. Риторика. Методика. – Вып. 5, Красноярск, 2005. – С.94-97.  Бакланская А.А. Явление синонимии в традиционной и современной парадигме // Русский язык. Теория. История. Риторика. Методика. – Вып. 3, Красноярск, 2003. – С. 170-175; Осадчий М.А. Опыт семиотического моделирования синонимических отношений между языковыми фактами // Русский язык. Теория. История. Риторика. Методика. – Вып. 3, Красноярск, 2003. – С.– С.181-186. Ксерокопии статей есть на кафедре).

 

Практическая часть:

1.                Выявите общее и различное (смысловое, стилистическое) в значении слов-синонимов. Подберите контексты, в которых эти различия проявляются:

ругать, бранить, разносить, отчитывать, распекать, журить.

2.                Какое из данных в скобках слов следует употреблять в том или ином контексте:

3.                1. (Брызжет – брызгает) пеной водопад.    Сестра (брызжет – брызгает) на белье водой, прежде чем его погладить. 2. Слышно было, как за стеной (движут – двигают) мебель. – Его поступками (движет – двигает) страх. 3. Тишина, только где-то (каплет – капает) вода. – Дом очень старый – весною с потолка вечно (каплет – капает). 4. Его глаза (метают – мечут) искры гнева. – Рыба (метает – мечет) икру. – Эта спортсменка прекрасно (метает – мечет) копье.

4.                Вместо точек вставьте одно из слов, данных в скобках. Мотивируйте свой выбор.

5.                1. Алеша (упрямо, упорно) добивался возможности читать книги. 2. Рабочие коллективы борются за (экономию-экономику) электроэнергии. 3. Роман «Война и мир» (классовое, классическое) произведение русской литературы. 4. Одна из самых (гуманистических, гуманных) профессий в мире – учитель. 5. На собрании (предоставили, представили) слово бухгалтеру. 6. Только (невежды, невежи) считают, что учеба заканчивается с окончанием школы.

6.                Найдите ошибки в употреблении слов, исправьте их.

       1. Десять лет назад постановка такой темы было совершенно новизной.    2. Ожидается очень грандиозная акция. 3. Все дети страшно обрадовались этому мультфильму. 4. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах. 5. В эти годы наблюдается нехватка учебной литературы.7. Разработан спектр механизмов, предназначенных для контроля качества изделий. 8. Страна  должна знать по именам своих лучших профессионалов. 9. Обобщена совокупность данных проведенных исследований. 10. В микрорайоне продолжает функционировать добровольная народная дружина. 11. Такой поступок взбесил Владимира, и он бросает Онегину перчатку. 12. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector