Конкуренция –это сложнейший механизм соперничества между всеми участниками рынка

Конкуренция –это сложнейший механизм соперничества между всеми участниками рынка за выгодные для себя условия производства, купли и продажи. Существует 3 осн. направления конкурентной борьбы: конкуренция среди продавцов, конкуренция среди покупателей, конкуренция между продавцами и покупателями.

Роль конкуренции: сопоставляет индивидуальные затраты товаропроизводителей с рыночными; побуждает к учету потребностей рынка; порождает механизм саморегулирования рынка;выполняет ф-цию рын. размещения ресурсов; порождает среди товаропроизводителей либо приспособленческое поведение, либо обеспечивающее поведение, либо новаторское поведение; выполняет контролирующую функцию; своеобразный двигатель экономического прогресса (разоряет одних, обогащает других);

важны социальные последствия конкур. борьбы (экономич. свобода каждого агента, развитие его предприимчивости, но и разорение неудачливых);

 Виды: 2 критерия: сфера конкур. борьбы; характер конкур. борьбы. С точки зрения сферы различают конкуренцию внутриотраслевую и межотраслевую. С точки зрения характера — совершенную и несовершенную.

Совершенная конкуренция— это такое состояние рын. системы, когда:

множество покупателей и продавцов, никто не влияет на положение рын. Конъюнктуры; одинаковые, однородные товары и услуги; все продавцы и покупатели имеют одинаковую, полную информацию о рынке; свободен вход и выход с рынка

Несовершенная конкуренция— это такое состояние рын. системы, когда нарушается хотя бы один из признаков сов. конкуренции.(кол- во фирм мало, товар разнородный или уникальный, у фирм нет равного доступа к инфо., вход и выход затруднен или не возможен). Достоинства совершенной конкуренции:1)макс. стимулирует эфф-ть пр-ва т.е. снижение изд-к и макс- ю прибыли. Отсюда следует, что все то, что мешает конкур-ии тормозит развитие рынка 2)способствует такому переливу кап-ла, кот. выгоден пок-лю, обществу в целом 3)отвергает производство ради производства 4)создает саморегулирующуюся систему рынка. Недостатки: равновесие создается путем бесконечного нарушения этого равновесия; система хоз-ва не стабильна; порождает монополизм в ходе соперничества; ей чужды общественные блага и ценности; порождает отриц. внеш. эффекты(загр. окр.среды); ей чужды заботы о том, что не окупает себя в данный момент; не учитывает разнообразия потребностей, их уникальности в отдельных людях; не гарантирует равные рез- ты деятельности человека в этой системе;

К-я бывает — внутриотраслевая, межотраслевая, ценовая, неценовая

Несовершенная конкуренция бывает следующих видов: естественная монополия, абсолютная монополия, дуополия, олигополия, монопсония, монополистическая конкуренция (относ большое к-во небольших производителей, предлаг похожую, но не идентичную продукцию). Влияние несовершенной конкуренции на рыночную структуру противоречиво. Положительное: продукция при монополистической конкуренции отличается высоким кач- вом, дифференциация продукта и услуг направлена на то, чтобы лучше удовлетворять запросы потребителей. Крупные фирмы имеют целый ряд преимуществ перед мелкими. Отрицательное: Одним из последствий ее влияния являются потери, которые несет общество и покупатель (нет позитивного влияния конкуренции, регулирующего рыночные отношения). Отсюда возникает необходимость антимонопольного законодательства, направленного в т.ч. и на ограничение недобросовестной конкуренции.

Рыночная структура— это условия, вкоторых протекает рын. конкуренция. Стр- ра рынка включает:кол- во и размеры предприятий, характер продукции, тип товара, условия входа и выхода фирмы на рынок, доступность инфо. о рын. параметрах, реакция цен на несовершенство конкуренции

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector