Трудовая теория стоимости. Закон стоимости: сущность, функции и ограниченность

Первой в экономической теории сформировалась трудовая теория стоимости. Смит, рекардо, Маркс. Основные положения этой теории свод к следующему:

— потребительные стоимости качественно разнородны и следовательно количественно несоизмеримы.

Общая основа всех обмениваемых товаров закл. в том, что они – продукты труда. Труд имеет двойственный характер – конкретный и абстрактный( затрата энергии вообще) На рынке конкретный труд выступает как частный , абстрактный как общественный. Первый создает потребительную стоимость а второй – стоимость. – это вещественная форма затрат абстрактного общественного труда, выражающая отношение продавца к покупателю или отношение издержек к полезности. Величина стоимости определяется общественно необходимыми затратами труда, измерителем труд затрат явл раб время, форма стоимости — деньги.

Суть з-на стоимости закл в том, что на рынке обмен товаров совершается прямо-пропорц. кол-ву общественно необх. затрат труда (ОНЗТ), воплощ-х в данном товаре, это означает, что при обмене люди как бы сопоставляют свои трудовые затраты, причем понятие трудов. затраты вкл. в себя: а) затраты живого труда б) затраты прошлого труда, воплощенные в сырье, материалы, амортизац и т. д. в) те и иные затраты рынок учитыв. не на индивид. уровне, а на обществ., на уровне ОНЗТ.

Итак, сущность закона стоимости состоит в том, что в товарном производстве основу пропорций обмениваемых товаров определяет рыночная стоимость, величину которой, в свою очередь, предопределяют общественно необходимые затраты труда.(ОНЗТ)

На поверхности экон. явлений з-н стоимости выступает как з-н цен, кот-й определяет уровень цен на товары в общ-ве.

З-н ст-ти выполняет 3 основн. ф-ии:

·     стимулирующую: “принцип невидимой руки” Смита стимулирует производителей снижать затраты на пр-во продукции и формировать цены ниже рыночных.

·     распределительную: что рынок в погоне за макс. прибылью “невидимой рукой” распределяет и перераспределяет капиталы и ресурсы, перелив капиталов в конце концов формирует на рынке принцип: равная прибыль на равный капитал и складывается такая структура народнохоз-ного комплекса, которая соответствует потребностям рынка.

·     ф-ю расслоения и дифференц. производителей: расслаивает товаропроизводителей, т.е. разоряет одних и обогощает других

Если рынок представить как двухмерную координатную систему, то можно увидеть четыре различные группы товаропроизводителей: лидеры и “звезды” рыночного мира, трудные или “ловушка для покупателей”, банкроты, благотворители или “приманка для покупателя”.

Влияние закона стоимости в рыночной системе хозяйства проявляется в конечном счете в том, что этот закон выступает как своеобразная “невидимая рука”, которая направляет товаропроизводителя к своей цели — получению личной выгоды, удовлетворению собственного интереса.(т.е. в ту отрасль, где прибыль больше).

Ограниченность: этот закон объясняет экономические мотивы поведения товаропроизводителя, продавца, но практически не объясняет экономическое поведение потребителя.Цеель продавца: возместить затраты и получить макс. прибыль; цель покупателя- чтобы цена была низкой, кач- во высоким, самое главное — покупатель ценит или не ценит потребит. кач- ва товара, его полезность. Для объяснения его поведения нужен закон спроса и предложения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector