Рынок: его сущность, причины возникновения, функции, структура

 Рынок: его сущность, причины возникновения, функции, структура.

Рынок — это система отношений т.е. взаимосвязь между продавцами и покупателями,т.е. это система отношений между предложением и спросом. (на микроуровне).

Рынок— это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы данного общества. Основные характеристики рынка:

1)  большая товарная масса

2)  развитая и устойчивая денежная система

3)  свобода действий хозяйствующих субъектов, свободу договоров, цен и прочих условий

4)  действие законов конкуренции, стоимости, спроса и предложения

5)  в основе действий агентов рынка лежит личный экономический интерес

6)  полная материальная ответственность участников

7)  свободная рыночная цена равновесия

8)  всеобщность и универсальность товарных отношений

9)  развитая инфраструктура : складского хозяйства, коммуникаций, биржи, банков и т.д.

10)интеграция с мировым хозяйством

11)наличие таких моральных норм как рыночная этика и рыночная мораль

12)наличие внешних факторов, благоприятствующих его развитию

Факторы возникновения рынка: ограниченность ресурсов, безграничность потребностей, общественное разделение труда, смена собственников, самостоятельность товаропроизводителя Основные функции рынка: информационная: информирует общество и прежде всего участников рынка о состоянии экономики, посредническая: соединяет в единую систему экономически обособленных агентов рынка, регулирующая: капиталы и ресурсы переливаются из отраслей с низкой прибылью в отрасли более доходные. В конечном счете капиталы и ресурсы перераспределяются таким образом как того требует рынок, покупатель, за которым стоит общественная потребность, ценообразующая: рынок признает лишь общественно необходимые затраты и ,соотв., общественные рыночные цены, стимулирующая: стимулирует экономить затраты, труд и ресурсы, созидательно- разрушительная: разрушение старой и формирование новой структуры хозяйства, санирующая, оздоровительная: очистка общественного производства от экономически нежизнеспособных субъектов и стимулирование высокоэффективных, дифференцирующая:рынок обогощает одних и разоряет других субъектов. Виды рынков, его структура.

1)  по характеру конкуренции (классический рынок или рынок совершенной конкуренции и современный рынок, т.е. несовершенной конкуренции)

2)  с точки зрения объекта купли- продажи(14 видов: потребительский рынок, рынок средств производства, земли, недвижимости, рабочей силы, технологии, услуг, валютный, фондовый, страховой рынок, рынок информации, интелектуальной собственности, произведений искусства, рынок отдельных товарных групп)

3)  с точки зрения субъекта (покупателя, продавца, посредника, промежуточных продавцов, государственных учреждений)

4)  по характеру продаж (оптовый и розничный)

5)  по уровню насыщения товарной массой и степени удовлетворения спроса (рынок равновесный, дефицитный, избыточный)

6)  с точки зрения соответствия функционирования рынка действующему законодательству (легальный, нелегальный)

7)  с точки зрения транспортно-географического фактора (местный, региональный, национальный, мировой).


Ссылка на основную публикацию
Adblock detector