Средствами производства владеют либо все либо отдельные люди

Производственные отношения разделяются на:

·         Организационно-технические – отношения непосредственно в производстве.

·         Обменные отношения

·         Отношения распределения

·         Отношения потребления

С точки зрения Маркса, все это должно меняться.

Средствами производства владеют либо все либо отдельные люди. Тогда система отношений будет выстраиваться по-разному. Поэтому производственные отношения дополняются еще и отношением собственности на средства производства.

Изменения в производстве будут влечь за собой изменения в обществе, тогда он формулирует закон, выражающий материалистическое понимание истории – закон об определяющей роли средств производства. Из него определяется тип общества.

По Марксу, общество – это связи и отношения между людьми. Он умудряется в обществе найти материю. Маркс поделил отношения на материальные и идеологические.  

Материальные отношения возникают без участия сознания, по естественной необходимости совместного выживания людей.. К ним относятся производственные, семейные (быт) отношения. Тогда для Маркса материя – это объективная реальность. В обществе обнаруживается феномен материальности. Способ производства задает способ жизни.

Тип общества называется общественно-экономической формацией. В каждой формации есть свои особые законы.

Он выделяет  выделяет структуру, которая отличает один тип общества от другого. Такая структура называется базисом – это совокупность производственных отношений. Над базисом должна быть надстройка. К ней ближе всего идеологические отношения, также есть определенные социальные институты – организации, учреждения. Они устойчивы. Они формируются при участии сознания, поэтому к надстройке относится также и общественное сознание.

Тогда, если изменяются производственные силы, то изменяются и отношения. Все взаимосвязано. Если изменяется надстройка, то поменялся тип общества.

                В истории он выделяет первоначальные формации – родовое общество, которое начинает разлагаться в силу механизма разделения труда. В результате меняются типы общественных формаций. Оно начинает трансформироваться различными путями. Азиатский способ производства – не свободен никто, жесткая иерархия. На другом полюсе находится античное общество, в котором трудятся рабы. Акцент стоит на ремесле.

Самая молодая форма в истории – германский способ производства – это феодализм. Он разрушает античное общество и становится господствующим типом. Внутренние противоречия феодализма порождают капиталистическое общество. Оно является вторичной общественно-экономической формацией.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector