В буржуазном обществе первую скрипку играет индивид, действующий деловой. Это зафиксировал Шопенгауэр

В буржуазном обществе первую скрипку играет индивид, действующий деловой. Это зафиксировал  Шопенгауэр.  Сначала его работы никто не оценил, но к середине XIXвека обнаруживается, что он посмотрел далеко вперед, многое предвидел.

У него были свои предтечи, но он первым сформировал философскую систему нового вида. Он начинал работу в Берлине, не воспринял учение Гегеля. Обнаруживая, что в человеке есть не только мысль, он критикует гегелевский панлогизм. С его точки зрения в человеке главное – это  воля, познание производно. Вот он переход. До него основной связью с миром было познание, а он оставляет только волю.

Человек, когда смотрит на себя, обнаруживает стремление к чему-то, а не к познанию. Раз в человеке обнаруживается воля, то и весь мир является волей – это вечное, слепое стремление, побуждение. Мир есть движение, порыв, поток, тогда все, что в нем существует – это разные проявления воли. Воля усложняется, отливается в разные формы. Чем сложнее формы, тем сильнее в них представлен мир. Появляется форма представления – момент самоуправления. Процесс заканчивается появлением человека, у которого представления достигает развитых форм.

Познание начинается с ощущения – разум только оформляет данные чувственности, нового содержания он не дает. Это позволяет человеку осознать себя как волю, правда это осознание приводит к тому, что существование человека является  трагическим. Т. е. человек знает, чего он желает здесь и сейчас, но он не знает каково его предназначение. Пытаясь выразить себя полностью, человек сталкивается с тем, что это невозможно. Его тащит к итоговому воплощению, но это невозможно, поэтому человек вынужден страдать.

Он пытается найти путь к счастью в данной ситуации, указывает, что выход есть. Причем, один путь доступен только некоторым – гениям искусства, т. к. они способны выразить мир как целое в чувственной форме. Отсюда, по Шопенгауэру, художественная деятельность является приоритетной. В рамках искусства суть мира лучше всего выражается при помощи музыки.

Философия должна стремиться к образцу философствования подобному формированию художественного произведения. В силу такой ориентации она сможет целиком выразить мир.

Обычные люди тоже имеют возможность решить эту проблему. Здесь наблюдается иллюзия соотношения с восточными мотивами. Коли человек знает себя как волю, то опираясь на это знание, он может обернуть волю против нее же. Т. е. получается воля без воли. Тогда человек достигает счастливого состояния в этой жизни.

Шопенгауэр интерпретирует мир с точки зрения буржуазного общества.

 

Иную точку зрения предложил марксизм.

Маркс начинает как последователь Гегеля, примыкает к младогегельянцам. Но тем не менее, отойдя от преподавания, он сталкивается с реалиями жизни: эксплуатацией крестьянства, пролетариата. Он ставит задачу с точки зрения буржуазно-демократического общества разобраться с воззрения пролетариата, и, в ходе разбора, он обнаруживает, что в этих воззрениях есть рациональное зерно. В результате он вырабатывает новый тип философии.

Его точка зрения называется диалектическим материализмом. Оформляется она к 1845 году. Процесс перехода занял несколько лет. В молодости он защищал диссертацию по материализму.

Деятельность, активность  это главные характеристики человека по Марксу. Он связывает их с внешней активностью, т. е. человек – самое ценное для философов. А в человеке главное – это творчество, преобразовательная деятельность. Тогда центральной категорией является – практика. Преобразование осуществляется людьми совместно. Люди преобразовывают природу и общество.

Преобразование – главная характеристика человека. Она взялась из природы. Тогда человек – природное существо, и мир – это природа, саморазвивающаяся материя. Все в мире есть различные формы материи. Внутри себя она порождает собственную противоположность – дух, мысль, сознание. Тогда в природе возникает особая форма активности – труд, возникающий на базе природных предпосылок. Это исторически первая форма практики, это деятельность по преобразованию природы. В ходе этой деятельности люди осуществляют обмен веществом и энергией между собой и природой, что обеспечивает выживание. Тогда, как необходимые компоненты возникают все остальные характеристики человеческой деятельности.

Труд трансформируется в материальное производство (оно является циклическим). В чистом виде оно не существует. Оно существует в различных исторических формах  способах производства, которые отличаются тем, как производится, какими средствами. Тогда человеческая история  — это смена способов производства.

Способ производства делится на производительные силы, осуществляющие связь с природой, и на производственные отношения, которые определяют общественные связи. Производственные отношения вторичны.

В состав производственных сил входят противоположные полюса. На одном полюсе находится предмет труда, т. е. часть природы, подвергаемая обработке. На другом полюсе находится человек,

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector