Фейербах является единственным материалистом в рамках немецкой классической философии

Фейербах является единственным материалистом в рамках немецкой классической философии. В его работах обнаруживается отрицание философии в качестве важнейшей теории о человеке. На  первоначальном этапе теоретической деятельности он вписывается в рамки идеализма. Примыкает к так называемым младогегельянцам.

 В 1830 г. он публикует работу, демонстрирующую, что он переходит на позиции материализма. Он считает, что философия должна сделать человека центром своих размышлений. Проблема человека должна быть главной. В силу этого его точка зрения – это антропологический материализм.

Фейербах начинает с критики религии, обнаруживая родство религии с философским идеализмом. Он рассматривает ее с позиций индивида, действующего в мире.

С его точки зрения человек – это существо природное, тогда первичными характеристиками являются телесность и чувственность. Он пытается объяснить человека как единство телесности и чувственности. У человека есть особые способности: мышление, душа.

В познании он откатывается на позиции эмпиризма. Ощущения есть образы вещей. Процесс познания есть отражение. Человек рождается как особый вид животного. В рамках данного подхода он апеллирует природе, т. к. с его точки зрения именно она снабдила человека его способностями. Тогда природа человека является вечнонеизменной. Мышление человека оказывает существенное влияние на чувственную сферу. По Фейербаху чувства оказываются разумными.

Познание начинается с работы чувственности, дающей образы действительности, затем эти образы обрабатываются мышлением и выстраиваются в итоговый результат.

С такой точкой зрения он не очень оригинален. Он делает шаг назад к предшествующей философии. В результате, в ходе критики Гегеля он отбрасывает диалектику, т. е. его философия представляет собой метафизическую конструкцию, т. е. пропадает момент  развития.

Человек есть центральный пункт философии, он – самое интересное для философии. Анализируя    познавательную деятельность человека с точки зрения его общественной активности, Фейербах пытается объяснить все феномены, сопровождающие человеческую жизнь. Рассматривая религию, он приходит к тому, что религия – это отчуждение образа самого человека. В образе Бога человек поклоняется самому себе. Анализируя религию, он указывает на ее психологические корни. Отчуждение  —­ это господство над человекам продуктов его деятельности. На возникновение отчуждения влияет чувство зависимости, сложность процесса познания. В общественной жизни обнаруживаются продукты деятельности человека, которые над ним господствуют. Бог – это абсолютные характеристики человека. Таким образом, старые религии неистинные, поэтому необходимо разработать новую религию. Это связано с тем, что по Фейербаху религия это связь. Он интерпретирует религию как связь человека с другом человеком.

Он видит, что человек не может существовать вне общества, поэтому он разрабатывает новую этику – этику любви. Индивид Я  не может существовать без Ты. Другой человек – это первый объект, с которым сталкивается человек в своей жизни, поэтому эта характеристика совместного существования и выживания рассматривается как первая из важнейших характеристик человека. Другими словами, на место общества он ставит род (природное образование). Все чувства вложены в человека природой. Движущая сила человека в качестве живого чувствующего существа – это стремление к счастью, которое трансформируется в нравственный долг. Счастье можно реализовать тогда, когда счастливы другие люди. Тогда содержание этой связи – любовь – принцип объединения в общество.  На разных этапах она выражается по-разному. Поэтому, объясняя историю (с позиций идеализма), важнейшей точкой опоры он делает разум. Именно разум реализуется в разных формах религии.

История  – есть смена типов религиозности от политеизма к монотеизму, а затем к мировым религиям.

В конечном счете главной наукой о человеке является не философия. Коли человек способен мыслить, то у него есть специальный орган. Тогда, исследуя этот орган, мы доберемся до сущности человека.

Таким образом, философия очередной раз натыкается на внутренние противоречия, которые не удается преодолеть.

 

В начале XIX века происходят существенные изменения в мире. Эти изменения оказались вне поля осмысления Фейербаха. Возникают формы неклассической философии.

В мире появляются новые качественные характеристики, которые не были осмыслены предшествующими философами. XIX в. – век расцвета буржуазного общества. Но если есть расцвет, то обнаруживаются признаки увядания, ограничения дальнейшего развития. Это выражается в экономической сфере – произошел первый экономический кризис, затем кризисы будут повторяться. Буржуазный тип производства приводит к концентрации промышленности в городах. В городах наблюдается чрезвычайная социальная дифференциация, преступность, бандитизм, проституция. В это же время в результате буржуазного развития промышленности начинает  оформляться пролетариат, который выступает за свои

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector