Понятие и роль идеала в воспитании в 90-е годы 20 века, начале 21

Как известно, идеалом образовательной сферы, начиная с античности и до 90-х годов 20 века, считалось воспитание всесторонне развитой, гармоничной личности, хотя его реальное наполнение, трактовка самого понятия изменялись.

 В последние годы понятие «всесторонне развитой» заменили на «разносторонне» или просто – «развитой личности». А от «гармоничной» или «гармонически развитой» отказались на том основании, что это пока недостижимо и практически невозможно.

В.И. Загвязинский соотносит понятие идеала с целями воспитания, говоря о целях-идеалах, о целях-ориентирах и об идеалах-ценностях. Эти категории определяют направление совершенствования образования, его содержание, перспективы на последующих этапах социокультурного и экономического развития. В его понимании цель – главный смысл образовательной деятельности, а проблема идеализации вторична. Выраженная как идеал, она есть плод сложившихся взглядов, мировоззрений, верований, синтез определённого уровня понимания бытия, условий и смысла жизни. Как бы мы ни связывали суть идеала с некими объективными реальностями, такими аргументами субъективные истоки идеала не отрицаются[9,5].

С философских позиций идеал, гармонизируя чувственно явленную (воплощённую) и сверхчувственную (духовную) грани идеи, регулирует стремление преодолеть противоречие между всеобщим и индивидуальным.

Как считает О.В. Гукаленко,  к середине 1990-х годов становилось совершенно очевидным, что состояние воспитания детей и молодёжи  в России угрожает национальной безопасности страны. В связи с этим предпринимались усилия возродить интерес к воспитательным проблемам[8,4].

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector