Если новоевропейская культура — это поиск неких реальных изначальных смыслов, то теперь господствует представление

.

Если новоевропейская культура —  это поиск неких реальных изначальных смыслов, то теперь господствует представление  о том, что  человек  сам наделяет этот мир смыслами. Он —  их единственный носитель, назначающий или отменяющий истину и ложь по своему усмотрению и самостоятельно определяющий себя и свое место в мире.   А поскольку  окружающий мир доступен  человеку только в виде повествования, рассказа о нем (нарратива),  то и сама личность  есть рассказ о себе, приобретающий характер условности.  Поэтому нет принципиальной разницы между наблюдаемой и виртуальной реальностью. Все чаще появляется мысль, что достижения науки рисуют нам не все более достоверную картину мира, а являются лишь одним из возможных выражений мира на доступном нам языке. Единственно истинными воспринимаются лишь  элементы, описываемые математически.

            С отказом от стремления навязать смысл и порядок любому явлению, сама культура превращается из сферы должного и идеального в мозаику различных срезов взаимоотношений человека с окружающим. Поле зрения сужается, фрагментируется, внимание от закономерностей переходит к частностям и деталям. Рационализм, «расколдовывавший» мир,  парадоксально соединяется с миром иллюзий, изменчивости, непостоянности, религий и мифов. Человеческое сознание вмещает в себя самые разные, не стыкующиеся между собой представления и элементы действительности.

            Важные изменения коснулись места человека в социальной и экономической сферах. Инновационный характер экономики привел к тому, что главным фактором  социально-экономического развития становятся интеллектуальные и творческие возможности человека, созидающего новые реальности. Только сложный человек может решать сложные задачи.  Его жизнь все меньше определяется внешними по отношению к его личности  системами, он становится все более свободным. Одномерный «экономический» человек индустриальной эпохи, ориентированный на удовлетворение материальных потребностей, уступает место «богатой индивидуальности», творческой личности, имеющей самые различные возможности самовыражения. Такая «человеческая революция»  приводит к созданию нового мира, в котором человеком движут не накопительство и потребительские инстинкты, а стремление к самореализации и самоутверждению в творчестве, мерилом богатства становятся не материальные блага, а  свободное время для создания своей неповторимой индивидуальности. В этом мире основой производства становится научное знание, носитель которого – человек – выступает не только производительной силой, но и целью культурного развития.

            Постепенно происходит вытеснение еще одного признака индустриально-потребительской культуры  — вместо стремления к господству над природой человечеством ставятся цели гармоничного сосуществования с ней, используя базу нового технологического способа производства, основанного на наукоемких технологиях, ядром которого будут служить  экологизация производства на основе безотходности, информатика, микроэлектроника, нанотехнология, генная инженерия, нетрадиционная энергетика.  В информационном обществе это связано еще и с  изменением характера труда как способа воздействия человека на  «вещество природы». Творческий труд в области науки, культуры, информатики во многом как бы исключает природу из трудовой деятельности. Д. Белл отмечал, что в доиндустриальном обществе жизнь людей представляла собой прямую игру между человеком и природой, в индустриальном — между человеком и природой встает машина, создается искусственная индустриальная среда, в постиндустриальном обществе жизнь человека сосредотачивается в области межчеловеческих отношений, труд интеллектуализируется.

            Глобализация   экономики в современном мире не приводит к унификации и стандартизации всего человечества, она сочетается с многообразными процессами локализации и регионализации жизни человека, стремящегося к сохранению многообразия современного мира как условия его всестороннего развития. В результате развития глобальной экономики и «всемирной паутины» в распоряжение человека, где бы он не находился, предоставлены творческие достижения всего человечества. Доступ к информации, к знанию является определяющей основой приобщения к общечеловеческой культуре. Но создания единой общей системы ценностей, единого способа мышления и отношения к действительности не происходит, поскольку каждая культура из мирового богатства осваивает близкое ей, соответствующее уровню ее развития и духовному настрою. Например, не происходит устойчивое воспроизводство науки в

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *