Характер теологических представлений привел к складыванию парадоксальной механистической картины мира

Характер теологических представлений привел к складыванию парадоксальной механистической картины мира. По воле Бога установлены в мироздании неизменные, вечные законы, заведен «часовой механизм» Вселенной. Это гарантирует познаваемость мира и создание «экспериментальной философии», когда не наблюдение и случайный опыт, а эксперимент становится основой рожденной в «теологической рубашке» науки.

            Отсюда же  — уважительное отношение к свободе индивидуального человека, религиозной общины, общественных организаций, приведшее к формированию основ гражданского общества, ставшего основой западноевропейского пути развития.

            С точки зрения протестантов, подлинная вера  реализуется не в специфических религиозных усилиях, а в труде на благо общества и во славу Бога. Поэтому ликвидировалось монашество, упростилась религиозная обрядность, появилось новое отношение к труду  — «труд как мирская аскеза». Любой добросовестный труд мирянина в протестантизме выступает сознательным этическим служением Богу. Предписанный самим Творцом он является целью человеческой жизни и способен очистить греховную природу человека. Отсюда активность новоевропейского человека. «Значение Реформации в том, — писал М. Вебер, — что теперь каждый христианин дол­жен быть монахом в течение всей своей жизни. Перемещению аскезы из мирской повседневной жизни в монастыри была поставлена преграда, и те глубокие и страстные натуры, которые до той поры стано­вились лучшими представителями монашества, теперь вынуждены были осуществлять аскетические идеалы в рамках своей мирской профессии. В ходе дальнейшей эволюции кальвинизм присовокупил к этому и нечто позитивное: идею о необходимости найти подтверж­дение своей вере в мирской профессиональной деятельности.

            Тем самым кальвинизм дал широким слоям религиозных лю­дей положительный стимул к аскезе, а обоснование кальвинистской этики учением о предопределении привело к тому, что духовную аристократию монахов вне мира и над ним вытеснила духовная ари­стократия святых в миру».

Следствием всех этих социокультурных изменений стало формирование  к XVII в. стремительно развивающейся культуры, основанной на индивидуализме, рыночных отношениях, правовой демократической государственности и рационально-техническом преобразовании природы.

  1. Характерные черты Новоевропейской культуры.

            Течение времени в этой культуре, где высшей ценностью становится инновация, а движущей силой господство рационализма и утилитаризма,  значительно убыстряется.  Научные открытия, мануфактурное производство оптимистичного XVII в. перерастает в  идеологию уверенного в человеческой разумности Просвещения и подготовку промышленной революции в XVIII в.  Уже XIX в. создал индустриально-потребительское общество и раскрыл  в полной мере все стороны и  возможности новоевропейской культуры, создав «совершенно новый фон, новое поприще для современного человека, — и физически и социально. Три фактора сделали возможным создание этого нового мира: демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Второй и третий можно объединить под именем «техника». Ни один из этих факторов не был созданием века, они появились на два столетия раньше, XIX век провел их в жизнь» (Х. Ортега-и-Гассет).

К середине XIX века в большинстве стран Европы и Северной Америки завершилась капиталистическая индустриализация и сформировалось общество индустриального типа. Промышленная революция привела к перестройке труда и трудовых отношений, к более тесной связи науки с производством, бурным внедрением в жизнь технических достижений. Огромные массы людей, вырванные из традиционных отношений, освоили городской образ жизни и рыночные конкурентные отношения. Сформировалась классовая структура общества и соответствующие ей формы организации (классы, партии, профсоюзы). Парламентаризм и демократия стали основой правового государства. Сформировался феномен идеологий, дающих ценностную мотивацию для человеческой деятельности. Господствующей идеологией выступила либеральная.

Светская и духовная сферы жизни в новоевропейской культуре окончательно разделились. Человеческая жизнь освободилась от давления религиозной догматики в решении практических вопросов. Общественное сознание стало в большинстве своем рациональным и утилитарным, а  цели деятельности — конкретными и прагматичными.

            Но победивший рационализм не сумел обеспечить бескризисное развитие  европейской цивилизации.  Становление индустриализма с его системой стандартизации и максимизации всего и вся  приводит не только к изменению внешнего образа жизни (промышленные города, развитие транспорта и связи,  появление мирового рынка), но и к духовной дезориентации человека,

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector