Истоки Новоевропейской культуры

Истоки Новоевропейской культуры вызревали  постепенно внутри Средневековья. Строя картину мира на христианском догматизме и доступных им знаниях, европейцы создали новые художественные стили, новый городской образ жизни, элементы новой экономики, построили государства на национальной основе, и  таким образом подготовили новый социокультурный перелом. Этот перелом связан с эпохой Возрождения (XVXVII вв.) и религиозной Реформацией (начало XVI в), которые совершили глобальный религиозно-психологический сдвиг в сознании европейцев, позволивший появиться  феномену Новоевропейской культуры.

            Культура Ренессанса (Возрождение) зародилась в тонком элитарном слое итальянских гуманистов, когда большинство населения продолжало жить в средневековом мире. Для нее характерен светский характер, обращение к культурному наследию античности, вера в безграничные возможности человека  и его разума. Освоение и «конструктивный диалог» латинского опыта (древнеримского) и средневековой культуры в эпоху  Ренессанса позволили ему стать для европейцев великолепным мостом  к культуре Нового времени, значительно облегчив ее становление.

            Ренессанс – уже не средневековье, но еще и не буржуазная культура, период «одновременно переходной и оригинальный». Главным моментом ренессансной культуры стал гуманизм, который сами гуманисты определили как «ревностное изучение всего, что составляет целостность человеческого духа». Возникновение его связано с той социально-психологической атмосферой городов Северной Италии, напоминающей начало античной культуры, в которой ценилась «универсальная личность», умеющая совмещать множество ролей и принимать нестандартные решения. Одни и те же люди правили городами, торговали, были дипломатами и путешественниками, писателями, художниками и казначеями. Они высоко ценили талант, ученость, владение словом, которые делали их избранными и были предметом их гордости. Они же положили начало эпохе «Великих географических открытий» (XVXVI вв.), способствовавших становлению капитализма и буржуазной культуры. Гуманисты по-прежнему верили в Бога, но Бог для них   был, прежде всего, Творцом, создавшим человека по своему образу и подобию, и, подражая ему, человек должен был стремиться выявить все, что заложено в его природе, стать таким же искусным творцом.  Его задача  даже больше — познавая природу, пойти дальше нее, превзойти ее.  В том числе усовершенствовать и  свою собственную природу – самосозидая, «сам себя делая». Понятно, почему среди этих талантливых людей зародился индивидуализм, который станет основной характеристикой человека новоевропейской культуры.

            Другой исток Нового времени следует искать в религиозной Реформации начала XVI в. Широкое антикатолическое движение  породило новый вариант христианского вероисповедания – протестантизм, основателями и  идеологами которого были М. Лютер и Ж. Кальвин. Они учили,  что каждый верующий имеет право на прямое общение с Богом  без посредников (принцип всеобщего священства), провозгласив Библию единственным источником вероучения. Человеку  богом дан разум, через который он может и должен толковать Библию и которым он должен руководствоваться в своей религиозной деятельности и в повседневности.  Протестантизм утверждает практическую свободу человека в мирских делах и в вопросах веры. Отсюда — импульс к рационализации жизни и развитию науки, главного феномена и основы новоевропейской культуры.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector