К социально-значимым параметрам наукоемкой продукции

К социально-значимым параметрам наукоемкой продукции относятся такие, которые являются полезными не только для отдельного потребителя, но играют общественно полезную роль. К ним относятся такие характеристики, как безопасность товаров для здоровья пользователей, экологическая чистота, социальная ответственность за последствия эксплуатации, повышение общественной полезности в результате применения сложной техники, отказ от запланированного быстрого морального старения наукоемких товаров и услуг, послепродажное обслуживание покупателей, воспитательные и образовательные функции продукции, гарантийные обязательства

Этические параметры характеризуют наукоемкую продукцию с позиций соблюдения морально-нравственных норм и стандартов, принятых в мировой практике. К ним можно отнести следующие составляющие товаров и услуг: дизайн изделия, не противоречащий общественной морали и этике; упаковка и маркировка, отвечающая требованиям соблюдения морально-нравственных норм; правдивая информация о товаре, содержащаяся на упаковке и маркировке; отсутствие в изделиях незапатентованных деталей и элементов; недопустимость фальсификаций и контрафакций.

Концепцией маркетинга, способствующей соблюдению принципов этики и интересов общества, является социально-этическая концепция, сочетающая социально-этическую направленность с требованиями коммерческой выгодности, и реализуемая посредством методологии социально-этического маркетинга и механизма его внедрения в практику управления наукоемкими организациями.

Социально-этическая концепция маркетингадля наукоемких отраслей, в частности для электроники, состоит в определении потребностей целевых рынков в наукоемких товарах и в обеспечении высшей потребительской ценности более эффективными способами по сравнению с конкурентами, которые поддерживают или улучшают благополучие, как клиентов, так и всего общества в целом. Таким образом обеспечивается баланс интересов субъектов рынка и общества.

При этом интересы производителей наукоемкой продукции как субъектов рынка состоят в повышении доходности бизнеса путем реализации социально-этических принципов при создании, производстве и реализации наукоемких изделий. В первую очередь это обеспечение безопасности изделий, производимых высокотехнологическими процессами, например, снижение шумов, вибрации, излучения от сложных электронных приборов и аппаратуры; улучшение их дизайна и эргономичности; повышение удобства при эксплуатации и послепродажного обслуживания; добавление сервисных функций и избавление от вредных и бесполезных операций, упрощение процессов пользования и обучения и др.

Интересы потребителей наукоемкой продукции связаны с увеличением полезности наукоемких товаров, которая обусловлена наилучшим соотношением цены и качества данных изделий. Под качеством подразумевается вся совокупность потребительских свойств, в том числе социально-этических параметров.

Для общества наукоемкая продукция играет роль проводника научного и технического прогресса, способствует его поступательному развитию и процветанию.

Модель социально-этического маркетинга представленная на рис. 1.1, включает, атрибуты традиционного  комплекса маркетинга и помещена в социально-правовую среду. В центре модели находятся три субъекта рынка, интересы которых взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономические интересы потребителей, бизнеса и социально-этические интересы членов общества. Модель сориентирована на выполнение социально-этической миссии бизнеса.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector