Работа с ключевыми понятиями, терминами и определениями.

Работа с ключевыми понятиями, терминами и определениями.

1. Сформулируйте соотношение понятий:

·         Техногенная цивилизация и постиндустриальное общество;

·         Сциентизм и антисциентизм;

2.      Дайте определения понятиям:

Возрождение, Просвещение, Реформация, индустриальная культура, постиндустриальное общества, социокультурная ситуация

II. Работа с культурологическим текстом.

1. Прочитайте и ответьте на вопросы.

Романо Гвардини. Конец нового времени.

Средневековый образ мира и обусловленный им на­строй человека и культуры начинают разрушаться в ХIVв. Этот процесс продолжается в течение XV и XVI веков, а в XVII веке принимает определенные очертания новая картина мира. Чтобы понять, как это происходит, обра­тимся снова к разным сферам человеческой жизни и творчес­кой деятельности. Разумеется, и здесь, как и при описании сред­невековой картины мира, мы не имеем права рассматривать одну из этих сфер как «причину», а остальные выводить из нее. Речь идет, скорее, о таком целом, в котором каждый элемент поддерживает и определяет все остальные: иначе говоря, о чело­веческом бытии, о чувствовании, понимании и видении бытия.

Начать, пожалуй, лучше всего с возникновения науки нового времени.

Как мы уже показали, для средневекового человека наука означает, прежде всего, осмысление того, что дано ему в авто­ритетных источниках как истина.

Уже со второй половины XIV в., окончательно — в XV в. положение меняется. Стремление к познанию заставляет че­ловека обратиться к непосредственной действительности вещей. Он хочет — независимо от заданных образцов — уви­деть все своими глазами, испытать собственным рассудком и получить критически обоснованное суждение.

Он обращается к природе, и возникает эксперимент и ра­циональная теория нового времени. Обращается к традиции — складывается гуманистическая критика и основанная на источниках историография. Поворачивается к общественной жизни: появляются новые учения о государстве и праве. На­ука высвобождается как автономная область культуры из существовавшего до тех пор единства жизни и деятельности, определяемого религией, и утверждается самостоятельно.

Аналогичный процесс происходит и в хозяйственной жиз­ни. Здесь он начинается даже раньше — в Италии уже с конца XIII в. До тех пор промысел и доход были скованы сословны­ми представлениями и цеховыми предписаниями, а каноничес­кий запрет на взимание процентов делал невозможным кредит — главную предпосылку хозяйственного предпринимательства; теперь стремление к доходу обретает свободу и отныне заклю­чает свой смысл в самом себе. Ограничивают его лишь чрезвы­чайно эластичные этические нормы и предписания

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector