Прочитайте диалог двух древнекитайских мыслителей, которые высказывают разные суждения о человеке и обществ

Прочитайте диалог двух древнекитайских мыслителей, которые высказывают разные суждения о человеке и обществе. Вам надо рассудить мыслителей. Возможно, кто-то из них ошибается. Возможно, оба они правы. Главное то, как Вы будете рассуждать, зная основы современной науки об обществе.

Мэн-цзы:

Я думаю, что человек от природы добр. Злым он становится только в голодные годы или, например, при дефиците. Поэтому, главное состоит не в том, чтобы переделывать человека, а в том, чтобы создать для него человеческие условия существования. И тогда он будет добрым и хорошим.

Сюнь-цзы:

Что же это за доброта. Которая может существовать только в достатке? Нет, человек от природы алчен, эгоистичен, зол, асоциален. Иначе зачем же правители, государство, воспитание, наказания и поощрения, вся система власти над человеком? Мэн-цзы слишком просто решает проблему. Нельзя считать нравственным того, кто не совершает преступлений только из страха. Ослабнет страх – и человек без внутренних нравственных тормозов тут же станет преступником. Так или иначе, я думаю, что человек от природы зол.

(Источник: Человек – 1990. — №4. – С.45).

На мой взгляд, не совсем объективными выглядят оба эти высказывания. Известно, что любой человек, который попадает в ту или иную социальную обстановку, подстраивается под нее и выбирает те или иные механизмы взаимодействия с обществом. Психологи отмечают, что генетически человеку еще до его рождения передается достаточно много базовой информации. Однако это информация может в годы социальной жизни человека как развиться, так и преобразоваться до неузнаваемости. Все люди рождаются разными по своему характеру, темпераменту, образу мышления и многим другим характеристикам. То, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков, доказывает опыт социальной изоляции человеческого индивида. Известны случаи, когда ребенок в детстве был лишен человеческого окружения и воспитывался в среде животных (феральные дети). Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного «Я», так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ — людей. Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью.

А значит, личность развивается в ходе своего существования и каждый человек не может быть ни изначально злым, ни добрым.

В рассуждениях Сюнь-Цзы, на мой взгляд, больше логики, т.к. он указывает на конкретные явления, которые могут повлиять на обстановку в обществе, а следовательно, и на развитие самой личности в частности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector