Категории средневековой культуры

И, наконец, средневековая культура родила новую ключевую для судеб европейского развития категорию «истины». Бог знает смысл всех вещей. Он создал человека по своему образу и подобию, наделив его разумом. И человек стремится понять «природу вещей», открыв их истинный первичный смысл, заложенный богом. Стремление к «истинному знанию» станет движущей силой науки Нового времени. Но то же стремление к истине привело церковь к догматизму и нетерпимости. Борьба за очищение истины от ложных мнений вылилась в костры инквизиции и процессы ведьм, что явно свидетельствовало о начале кризиса религиозной культуры.  Воинственность церкви, по мнению А. Тойнби, была главным отрицательным моментом в ее деятельности. Стремление к власти не только над душами людей, но и над материальной жизнью,  крестовые походы, индульгенции,  иезуитский лозунг «цель оправдывает средства» — все это привело к духовной деградации  и гибели этой культуры  в XVI в.

 

Вопросы для самопроверки.

  1. Какова роль христианства в становление культуры Средневековой Европы.
  2. В чем особенность социально- политического устройства Средневековой Европы?
  3. Какова роль университетов в дальнейшем развитии культуры Европы?

 

II. Обучающие задания и упражнения.

 

I. Работа с ключевыми понятиями, терминами и определениями.

1. Сформулируйте соотношение понятий:

·         «микрокосм» и «макро­косм»,

·         циклическое и эсхатологическое время,

·         университеты и схоластика.

2.      Дайте определения понятиям:

теократизм, схоластика, романский стиль, готический стиль.

 

II. Работа с культурологическим текстом.

 1. Прочитайте и ответьте на вопросы.

Гуревич А.Я.   Категории средневековой культуры.

Средние века… При мысли о них перед нашим умственным взором вырастают стены рыцарских замков и громады готичес­ких соборов, вспоминаются крестовые походы и усобицы, кос­тры инквизиции и феодальные турниры — весь этот хрестома­тийный набор признаков эпохи. Но это признаки внешние, сво­его рода декорации, на фоне которых действуют люди. Каковы они? Каков был их способ видения мира, чем они руководство­вались в своем поведении? Если попытаться восстановить ду­ховный облик людей средневековья, умственный, культурный фонд, которым они жили, то окажется, что это время почти це­ликом поглощено густой тенью, отбрасываемой на него клас­сической античностью, с одной стороны, и Возрождением — с другой. Сколько искаженных представлений и предрассудков связано с этой эпохой! Понятие «средний век», возникшее несколько столетий назад для обозначения перио­да, отделяющего греко-римскую древность от нового времени, и с самого начала несшее некритическую, уничижительную оценку — провал, перерыв в культурной истории Европы, — не утратило этого содержания и по сей день. Говоря об отсталос­ти, бескультурье, бесправии, прибегают к выражению «сред­невековый». «Средневековье» — чуть ли не синоним всего мрач­ного и реакционного. Ранний его период называют «темными веками». Но Оксфордский словарь английского языка распро­страняет выражение DarkAges уже на все средневековье.

<…>Понять культуру прошлого можно только при строго ис­торическом подходе, только измеряя ее соответствующей ей меркой. Единого масштаба, под который можно было бы подо­гнать все цивилизации и эпохи, не существует, ибо не суще­ствует человека, равного самому себе во все эти эпохи.

<…>Человеческое общество находится в постоянном движе­нии, изменении и развитии, в разные эпохи и в различных куль­турах люди воспринимают и осознают мир по-своему, на соб­ственный манер организуют свои впечатления и знания, конструируют свою особую, исторически обусловленную картину мира. И если мы хотим познать прошлое таким, каким оно было «на самом деле», мы не можем не стремиться к тому, чтобы по­дойти к нему с адекватными критериями, изучить его имма­нентно, вскрыть его собственную внутреннюю структуру, ос­терегаясь навязывать ему наши, современные оценки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector