Особенности социально-политического устройства Средневековой вропы

Особенности социально-политического устройства Средневековой вропы. В области социального развития Средневековая Европа также как и Византия совершает переход к феодальным отношениям. Однако,  архаический принцип личной верности, дружинной воинской службы не только сделал понятным для европейцев идею личного служения Богу, но и был перенесен  на практику феодальной иерархии сеньоров и вассалов. Вассальные отношения и присущий им иммунитет стали особенностью общественного развития средневековой Европы. Дело в том, что средневековое общество по  преимуществу является обществом аграрным, земля выступает как высшая ценность, а хозяйство носит натуральный характер. Сохранение в среде общественной верхушки оставшегося от античности представления о частной собственности и личной свободе при появлении корпоративной собственности (церкви и государства) и условного феодального землевладения привело к тому, что в общественная система складывается не  на отношениях подданства, как в Византии, а на договорных началах, включающих взаимные обязательства двух договаривающихся сторон, то есть на отношениях вассалитета.

            Общественное устройство в Европе, как и в других культурах Средневековья, носило корпоративный характер. Человек в феодальном обществе – это глубоко сословная личность, полностью соответствующая стандартам поведения и мышления своего сословия. В отличие от античности, он не осознает себя индивидуальностью, отдельной личностью, он всегда является частью целого – сакральной религиозной общины и социальной корпорации. Его свобода – это гарантированный статус в обществе. В Средневековье человека не было вне пределов церкви и  его корпорации – общины, или цеха, или ордена, или гильдии, и, соответственно, никакая деятельность  вне этих организаций была невозможна.

            Уже отмечалось, что средневековое общество было чрезвычайно религиозно. Художественная культура также носила глубоко религиозный характер и обусловила появление сложной символики художественных образов. Каждая деталь произведения несла определенную смысловую нагрузку, имела символическое значение. Например,  готический собор был символом вселенной, где его вертикаль означала устремленность души ввысь, к Богу, а западная  часть оформлялась в соответствии с ожиданиями будущего «конца света» и «Страшного суда».

            Но культуру Средневековой Европы нельзя понять, не обращая внимание на противоборство и взаимопересечение официальной религиозной  и народной культур. Образно говоря, европейские дороги вели не только к монастырю, как символу религиозности того времени, но и в университет, в рыцарский замок, в средневековый город, где складывались свои культурные особенности и вызревали предпосылки новых культурных реальностей.

            В монастырях, наряду со служением Богу и составлением монастырских хроник, сохранялись  и переписывались античные и восточные книги. Хотя практически все население было безграмотным, при них возникали школы, где преподавались дисциплины, унаследованные от Античности. Это были так называемые «семь свободных искусств» — грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Их изучение вело к царице наук того времени – теологии.

            В университетах возникла схоластика – средневековая наука, где догматические религиозные предпосылки соединились с формальной логикой, рационалистической методикой доказательств, без чего в дальнейшем не могла бы сформироваться современная наука.  Занятия велись на латинском языке, и студенты-школяры, занимавшие самые низшие ступени в социальной иерархии, чувствовали себя приобщенными к духовной элите, к знаниям, недоступным большинству. Они бродили из одного университета в другой, позволяли себе вольнодумства, сочиняли чувственные песни и стишки, высмеивали церковников. Поэзия вагантов стала своеобразной реакцией на аскетичность религиозной культуры средневековья.

            В городской культуре, в условиях поголовной  безграмотности и устной культуры, религиозные проповеди содержали в себе самые фантастические персонажи и ситуации, которые стали столь же неотъемлемой составляющей повседневной жизни, как и народная смеховая культура с ее фарсом и шутовством. Одновременно  в городе прогрессировало ремесло, появились зачатки промышленности и денежной экономики, расширилась сеть рынков.

            Стены рыцарских замков не только служили  домом и защитой от нападений  в феодальном мире торжества силы. За ними в противостоянии духовного и телесного родилось представление об идеале. Появилось светское куртуазное (придворное) искусство, отражающее  понятия рыцарской доблести, чести, уважения к женщине. Блестящая и изысканная рыцарская культура впервые в истории подарила нам идеалы духовной любви.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector