Роль христианства в становлении Западноевропейской средневековой культуры

Роль христианства в становлении Западноевропейской средневековой культуры. В то время как государство ромеев на востоке процветало, Западная Римская империя  слабела и испытывала бесконечные варварские нашествия. В 476 г. император Ромул Августул был свергнут вождем небольшого варварского племени, знаки императорской власти были отправлены в Константинополь. Древний мир перестал существовать, и на его развалинах  рождается новый культурно-исторический феномен Средневековой Европы. Он стал результатом синтеза позднеантичной  и архаической культуры европейских варварских народов.

            Становление средневековой европейской культуры связано с распространением христианства. Население Европы состояло из множества племен, имевших свои обычаи и традиции и говоривших на разных языках. Объединило их католичество и католическая церковь, которые и обеспечили целостность европейской культуре. Смена духовных, ценностных ориентиров шла в сторону создания своеобразной средневековой картины мира, в которой наследство архаических культур европейских народов преломлялось доминантой христианского сознания, причудливо сочетались древние языческие верования с христианскими представлениями.

            С переходом к христианству видение мира в соответствии с природной цикличностью у сельского населения Европы было дополнено представлением об историческом времени. Теперь прошлое воспринимается как история спасения человеческого рода, разворачивающаяся во времени и реализующая Божий замысел. Идея вечного возвращения, соответствующая природным  и сельскохозяйственным циклам   не уходит вообще, а оттесняется на задний план, превращаясь в литургическое время. Церковные праздники, символизирующие религиозные события, теперь отмечают поворотные моменты хозяйственной жизни. Жизнь человека разворачивается как повседневность, соразмеренная с ритмом церковно-хозяйственного времени, и как историческая драма, в ходе которой решается судьба мира и его индивидуальной души.

            Христианство расширяет сознание европейцев, по-прежнему живущих натуральным хозяйством в замкнутом племенном или усадебном мире, представлением о единой вселенской христианской церкви и едином христианском мире. Происходит символическое соотнесение себя и своей жизни с далекими христианскими святынями и открывается «внутреннее пространство человеческой души», требующее к себе пристального внимания. Так же, как и в Византии, выстраивается строгая иерархичная система  представлений о социальном и космическом порядке. Все отношения строятся по вертикали,  все существа располагаются по уровню их совершенства и близости  к Богу. Человек – венец творения, созданный по образу и подобию божьему, но одновременно и  божий раб, стремящийся спасти свою душу. Единственная его доблесть – в христианской добродетели, в строгом следовании церковным канонам поведения, определяемым католической церковью.

            В отличие от Византии, католическая церковь не только не подчинилась, но и заняла особое положение по отношению к светской власти. Она определяла все стороны жизни средневекового общества – политическую, семейную, даже хозяйственную, налагая запреты на некоторые виды экономической деятельности. Короли и императоры на протяжении всего средневековья добивались от церкви признания религиозного, сакрального характера своей власти. Церемония коронации превращала правителя в помазанника божьего, освящала его власть как защитника церкви. Наиболее важные дела решались королем совместно с высшей знатью и высшим духовенством, которые присвоили себе важные политические функции.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector