Словообразовательная синонимия в когнитивном аспекте

Особенностью синонимии как языкового явления можно считать то, что в синонимичные отношения способны вступать единицы всех уровней языка. Когнитивная парадигма дала возможность не только описать синонимичные единицы, но и объяснить ментально-языковую природу этого явления.

Обоснование естественной категоризации в современной лингвистике дает возможность по-другому раскрыть природу синонимии и обосновать принципы взаимодействия синонимов. Обладая размытыми границами, естественные категории активно взаимодействуют между собой, именно в зоне пересечения категорий возникают синонимичные отношения. Представление о словообразовательном типе как ментально-языковой категории, организованной по принципу поля, обладающей размытыми границами, объясняет появление синонимии словообразовательных типов, которая возникает также в зоне их взаимодействия.  Такое представление о словообразовательном типе, построенном по принципу естественной категории, дало возможность рассматривать типы с точки зрения реализации ими пропозициональных структур, что позволило раскрыть такое явление в языке, как словообразовательно-пропозициональная синонимия.

Словообразовательно-пропозициональные синонимы – это слова, построенные по одному или синонимичным словообразовательным типам,  объединенных, на основе общности лексического значения,  и имеющие в основе номинации разный мотивирующий признак. Возможность существования пропозициональных синонимов обусловлена тем, что данная пропозиция имеет место в сознании говорящего и свойственна конкретному концепту, поэтому в разных концептуальных пространствах количество и виды пропозиций  индивидуальны, а значит и количество синонимов во внутренней «языковой вселенной» человека  специфично.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector