Отчет о прохождении производственной практики по литературе студентами 5 курса ДО (отделение филологии) факультета филологии и журналистики, направления 031001 «Филология» в 2011 году

1.        Руководитель практики: общее руководство практикой осуществлялось доцентом кафедры русской литературы и фольклора канд. филол. наук В.В. Палачевой.

Групповыми руководителями практики и методистами по предмету на базах средних специальных и общеобразовательных учреждений города Кемерово и Кемеровской области согласно приказу о направлении на педагогическую практику за номером 192/09-3 от 19 сентября 2011 года выступили преподаватели кафедры русской литературы и фольклора: д-р филол. наук, проф. Е.А. Сурков, канд.филол.наук, доц. Э.М. Афанасьева,  канд.филол.наук, доц. О.В. Пичугина, канд.филол.наук, доц. А.В. Шунков, канд.филол.наук, доц. И.А. Юртаева, канд.филол.наук, ст. преп. П.С. Иванов, асс. А.Л. Калашникова.

Методистами по воспитательной работе были д-р пед.наук, проф. Т.М. Чурекова, к.пед.наук, доц. Н.А. Шмырева, к.пед.наук, доц. С.В. Мильситова, к.пед.наук, доц. И.В. Тимонина,  к.пед.наук, доц. Е.В. Журавлева,  к.пед.наук, доц. Т.А. Жукова.

2.                           Сроки и место проведения практики.

Педагогическая практика по литературе проводится на основании учебного плана в соответствии с Государственным образовательным стандартом с отрывом от занятий на срок 6 недель. Сроки проведения практики – с 1 сентября по 16 октября 2011 года. Регламентирующий документ – «Программа практики по литературе для студентов отделения филологии». Место проведения практики – лицеи, гимназии, МБОУ СОШ г. Кемерово и Кемеровской области.

Выбор баз практики обусловлен рядом причин: во-первых, тесным сотрудничеством на протяжении многих лет с педагогическими коллективами специальных учебных заведений, во-вторых, учетом личных пожеланий студентов (мотивации выбора – вторая педагогическая практика проходит на базе того же  учебного заведения, что и первая; возможность продолжения педагогической деятельности). Ежегодно базы проведения практик обновляются с учетом заявок, поступающих от администраций МБОУ СОШ.

3.                           Организация и методическое обеспечение практики:

На протяжении последних 10 лет оформились постоянные базы практик, с которыми заключены типовые договоры (МНОУ «Лицей», лицей № 62, ГБОУ гимназии №№ 1, 41), МБОУ СОШ №№ 24, 33, ГНОУ «ГМЛИ», ГБОУ ОШИ «ГЖГИ». В этом учебном году в число баз практик введены МБОУ СОШ №№ 91, 93, 94. Иногородние студенты направляются для прохождения практики по месту жительства, с администрациями школ заключаются индивидуальные договоры; студенты, работающие на момент практики по специальности, – по месту работы.

При выходе на практику студент обеспечивается программой практики, образцами отчетной документации, индивидуальными разработками, выполненными в курсе «Методика преподавания литературы».

Материальная база и кадры учебных заведений соответствуют современному уровню преподавания.

4.                           Организация и проведение установочной, итоговой конференции

В мае было проведено предварительное распределение студентов, составлен проект приказа. В июне проведен методический семинар с руководителями практик.

Установочная конференция по практике проведена 2 сентября, на ней присутствовали 95% студентов и групповых руководителей. Организационные собрания были проведены в каждом учебном заведении 2, 5, 6 сентября. Предварительные итоги практики были подведены на итоговых конференциях в учебных заведениях. Присутствовали все студенты и групповые руководители.

Общая итоговая конференция курса проведена 8 ноября в форме круглого стола, посвященного проблемным вопросам в предметной деятельности. Общая тема выступлений была обозначена как «Трудности в преподавания литературы и способы их преодоления в практической деятельности».

5.                           Выполнение программ практики (качественный анализ)

В процессе практики студенты программу практики выполнили. В период педагогической практики перед студентами стояли следующие задачи:

1) проведение уроков литературы, приобретение навыков и умений в преподавательской деятельности,

2) ознакомление с новым содержанием альтернативных программ по литературе,

3) выполнение функций классного руководителя,

4) выработка основных методов применений полученных знаний, умений и навыков на практике.

Диагностические и оценочные средства контроля качества. Итоговая отметка ставилась студенту по результатам проведенных им уроков и обсуждения этих уроков с методистами.

Критерии оценки уроков литературы:

1)                           студент учитывает особую эстетическую природу процесса передачи литературных знаний;

2)                           показывает глубокие литературоведческие знания и способность к творческому поиску;

3)                           владеет разнообразными методами, приемами обучения, проявляет индивидуальное методическое творчество;

4)                           показывает глубокую психолого-педагогическую подготовку, способность вступать в диалог как «целостный голос», учитывает, что каждый ученик имеет свою «вненаходимую» позицию по отношению к учителю, помогает раскрыться ученику как субъекту мышления;

5)                           умеет создать на уроке ситуацию эстетической коммуникации.

Учитывая оснащенность учебных заведений новым мультимедийным оборудованием, студенты активно привлекали на уроках литературы различные технические средства. Отдельные уроки проходили с использованием интерактивной доски, уроки-лекции сопровождались презентациями. На кафедре русской литературы и фольклора начал формироваться банк презентаций на материале педагогической практики.

6.                           Результаты практики

Работа групповых руководителей и руководителей баз практики заслуживает высокой оценки. Все руководители практики выполнили учебную нагрузку. За время практики осуществлялось посещение с последующим обсуждением уроков студентов, проводились индивидуальные беседы, методические консультации.

По итогам практики групповые руководители и студенты высказали слова благодарности в адрес организаторов практики, администраций учебных заведений и педагогических коллективов.            Поступило предложение объявить благодарность от факультета учителям-предметникам (И.В. Кузнецовой, Л.В. Басовой, И.Ю. Рафалович, В.А. Штаб, Е.Г. Зыряновой, О.Д. Яблоковой, Т.А. Тарасенко, С.В. Колосовой, Л.С. Кузовковой, Л.Э. Диц, Н.А. Галкиной, Г.В. Ханнановой, Т.Д. Фроловой, И.Ю. Богачевой, А.В. Винтер, Т.В. Липаковой, Е.И. Мазур, И.В. Прядухе, Н.В. Богомоловой, Т.Ю. Беловой, М.Д. Фрейзе, Г.А. Кузнецовой, Т.Н. Пьянковой, М.П. Рыжих, Г.А. Ладик, О.Н. Худоноговой, Л.В. Павловой) за осуществление наставнической деятельности в рамках педагогической практики и направить благодарственные письма в адрес администрации учебных заведений за организацию практики.

Итоги практики обсуждены на заседании кафедры русской литературы и фольклора 10 ноября 2011 года (протокол заседания кафедры № 3).

В 2011 году на практику вышли 52 человека, из них в МНОУ «Лицей» — 2 человека, в лицее № 62 – 5 человек, ГНОУ «ГМЛИ» — 3 человека, ГБОУ ОЖИ «ГЖГИ» — 2 человека, в гимназиях – 19 человек (№ 1 – 6, № 41 – 13), в МБОУ СОШ – 10 человек (№ 24 – 2, № 91 – 3, № 93 – 2, № 94 – 3), 5 студентов проходили практику по месту жительства с дальнейшим трудоустройством, 1 человек – по месту работы. 5 студентов, получивших рекомендации выпускающей кафедры к продолжению научной деятельности, проходили практику на кафедре русской литературы и фольклора факультета филологии и журналистики (4 человека) и на кафедре теории литературы и зарубежных литератур (1 человек). Практику прошли все студенты.

По результатам практики 15 человек получили приглашение продолжить педагогическую деятельность, в отчетах по практике 10 студентов отметили, что они собираются после окончания вуза пойти работать в школу.

 

По приказу

Всего

прохо-дило

Аттестовано

Не аттестованы

Ф.И.О. причины

5

4

3

Неуд.

53

52

50

2

Студентке С.А. Маюровой сроки проведения практики изменены в связи с рождением ребенка.

7.                           Материально-техническое обеспечение практики

Денежными средствами производственная практика не обеспечивается. Подобное положение дел приводит к тому, что материально-техническое оснащение практики производится с учетом материально-технического оснащения базы практики (т.е. того учебного заведения, куда направляется студент).

8.                           Безопасность студентов на базах (местах практики)

Общее руководство за охрану труда согласно приказу возложено на общефакультетского руководителя практики. Перед выходом студентов на базы практики был проведен целевой инструктаж с соответствующей записью регистрации в журнале проведения инструктажа. В рамках общеобразовательных учреждений со студентами был проведен первичный инструктаж на рабочем месте. Во время прохождения практики студенты выполняли все положения, изложенные в инструкциях по охране труда на рабочем месте. Все базы практики в достаточном количестве снабжены медицинскими препаратами.

9.                           Замечания и предложения по совершенствованию практической подготовки студентов.

Замечаний от студентов по организации практики нет.

Предложения по совершенствованию практической подготовки студентов:

— приглашать на лекции или практические занятия практикующих учителей-предметников, чтобы получить реальное представление о складывающейся современной образовательной ситуации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector