На занятиях нужна атмосфера совместного творчества, заинтересованного и критического отношения каждого студента к работе других

1.     Попробуйте составить рассуждения, обосновав главную мысль:

q    Вы не заставите человека быть культурным, если не пробудите в нем потребности к культуре. Станет он есть, если он не голоден? Будет искать, где потеплее, если не холодно? Или захочет он каких-либо перемен, если он всем доволен? (Поль Л. Сопер).

q    Если вы считаете, что образование слишком дорого, попробуйте, почем невежество (Дорек Бок).

q    Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка (С.И. Ожегов).

q    Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать (Р. Декарт).

2.     Проведите дискуссию о значении слова «интеллигентный» по примерному плану.

q Выскажите свое мнение по поводу определения слова «интеллигентный», данное В.М. Шукшиным: Явление – интеллигентный человек – редкое. Это неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда требуется – для созвучия – «подпеть» могучему басу сильного мира сего, горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса «что есть правда?», гордость… и – сострадание судьбе народа. Неизбежное, мучительное. Если все это в одном человеке, он – интеллигент.

qИнтеллигент – звание или призвание? Прочитайте короткую заметку А.П. Чехова «Н.М. Пржевальский». Для Антона Павловича Н.М. Пржевальский был идеалом, интеллигентом в высшей степени. Позиция подлинного интеллигента: Я не знаю выше подвига, как подать руку изнемогающему духом (Н.В. Гоголь).

qМало их, но ими расцветает жизнь… (Н.Г. Чернышевский).

qИнтеллигентность интеллигентного человека.

qРазный это народ – интеллигенция. Есть, есть светлые умы, ограненные вековой (литературой) культурой, настоящие аристократы духа. Но это порода реликтовая. Куда многочисленнее и жизнеспособнее те, кого неуступчивое солженицынское перо окрестило «образованщиной». Скорохваты культуры. Сырой плод недолгой науки. Без корней в глубинах народной нравственности. Вот и не устаревает вопрос об интеллигентности интеллигента. Не по этой ли причине и сегодняшнее «бунтарство» – что в искусстве, что в публицистике – часто отдает вчерашним холопством? Нет в нем настоящего человеческого, профессионального достоинства, выстраданной высоты гуманистической мысли (Н. Потапов).

qСила народа в его интеллигенции (А.П. Чехов).

qУ народа нет другого впередсмотрящего, другого духовного поводыря.

qСоциальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой… Интеллигентность не только в знаниях, в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу. Не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками ли руганью. Дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!)…

q   Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям…

q   Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях (Д.С. Лихачев).

3.     Составьте наборы аргументов (причин и следствий) и приведите эти наборы в систему (так, чтобы последовательность причин и следствий, представляющих собой содержание темы, была организована не случайно, а упорядоченно) для указанных ниже тем:

qДа не застанет вас солнце на постели! (Владимир Мономах).

qМы рождены для общества (Н.М. Карамзин).

qЛучшее украшение для юноши – скромность (Цицерон).

qКорень учения горек, но плоды его сладки.

Системы причин и следствий предварите кратким анализом темы.

4.     Подготовьте убеждающие речи на данные темы. Сделайте письменно риторические эскизы. Напишите полностью введение, заключение и переходы; не забудьте сформулировать общую и конкретную цель речи.

qМожно ли убедить дурака?

qМое представление о счастье.

qЕсть ли в мире справедливость?

qВыгодно ли быть хорошим?

5.     Проанализируйте спор Обломова со Штольцем о смысле жизни (И.А. Гончаров. «Обломов». Ч. 1, гл. 4). Каковы тезисы спорящих? Какие аргументы они приводят для доказательства? Корректны  ли  доказательства обоих спорящих?  Кто  побеждает  в  споре  и  почему?  Как  вы  это  определили?

6.     Приведем в качестве примера план проведения дискуссии на тему: «Образованный человек – кто это?» (см.: Русский язык для иностранных специалистов-нефилологов. М., 1990). При подготовке к дискуссии полезно обсудить текст беседы, напечатанный в «Литературной газете» несколько лет назад. В беседе принимали участие доктора наук, представлявшие разные сферы знания. Условно назовем их так: Б. – биолог, И. – историк, Ф. – филолог, М. – медик. Вел разговор Р. – редактор газеты.

Р. – Сейчас нам нужно все больше и больше образованных людей, но подлинно образованных людей не хватает. И эта нехватка ощущается все острее.

И. – А каким Вы представляете себе высокообразованного человека?

Р. – Конечно, он должен быть специалистом в своей области, при этом свободно владеть несколькими языками, хорошо знать отечественную и мировую историю и литературу, философию, социологию, уверенно ориентироваться в других сферах науки и культуры.

Б. – Это по максимуму.

Р. –  …который продиктован современными потребностями.

И. – Я думаю, что для ученого образованность на все случаи жизни – слишком большая роскошь. Достаточно тех сведений, которые нужны ему для работы, для того, чтобы точно представлять собственное место в науке.

М. – Я согласен с любимым выражением Н.В. Тимофеева-Ресовского. Он говорил, что знания нужны, чтобы уметь отличить главное от неглавного и понять, почему это важно.

И. – По-моему, образованный человек – это тот, кто усвоил знания в объеме обязательной программы, которая в каждой культуре своя. Образованный человек должен уметь логично изложить свою мысль, мысль оппонента и аргументы, на основании которых он предпочитает одно мнение другому.

Ф. – Слова «образованный человек» почти исчезли из нашего словаря. Мы чаще говорим: культурный, интеллигентный, знающий, авторитетный… Словари русского языка сходятся в том, что образованный человек обладает суммой серьезных знаний – не только специальных, но и общих, мировоззренческих. В самом деле, можно ли назвать истинно образованным человека, пусть и обладающего многими знаниями, но вместе с тем социально не воспитанного, эгоистичного, стремящегося к лидерству во что бы то ни стало? Об этом, кстати сказать, говорил и Герцен, который, правда, больше внимания отдает естественно-научным знаниям, считая, что одного гуманитарного образования, как бы ни было оно широко, недостаточно для образованного человека.

М. – Это, разумеется, справедливо для прошлого века и еще более – для нашего. Естественно-научные и даже технические знания так же важны сегодня для общего кругозора, как и сведения из гуманитарных областей человеческой культуры – литературы, искусства, истории. Суть генетических законов Менделя, понятие энтропии, принципы ракетного движения, законы эволюции… Не зная этого, человек не может претендовать на образованность так же, как если бы он не знал Байрона, Макиавелли, Врубеля.

Б. – Тем не менее в реальности мы, безусловно, назовем необразованным того, кто не читал «Войну и мир», но нас нисколько не смущает, если человек не имеет понятия, допустим, о теории относительности или молекулярной биологии. Хотя я сам специалист в области естественных наук, однако думаю, что образованному человеку достаточно о них самых общих представлений. На мой взгляд, истинная образованность состоит все-таки в знании искусства, литературы, истории, философии, то есть гуманитарной сферы как непосредственно связанной с нравственностью.

И. – Значит, гуманитарий, который хорошо знает музыку, литературу, живопись и регулярно читает журнал «Знание – сила», автоматически превращается в высокообразованного человека?

И. – Можно, конечно, от образованного человека требовать и воспитанности, и высокой нравственности, и широких знаний во всех областях; но, по-моему, это еще ничего не определяет. Я, к сожалению, очень часто встречал людей, которые много знают, но мало умеют. И главным критерием образованности я бы выбрал способность человека продуктивно работать в той или иной сфере знаний, производства, социальной жизни.

Ф. – Как, в самом деле, определить образованность? Это, по-моему, не память и не только память. Что же? Метод и интуиции, воспитанные знанием, то есть свободная ориентировка в мире духовных богатств. Широко образованный человек может забыть дату, подробность или имя, но он не перепутает эпох и стилей, знает, где что искать.

После знакомства с текстом беседы выполните следующие задания:

Сформулируйте точку зрения каждого из участников беседы. С какой точкой зрения Вы согласны, а с какой нет? Что вызывает у Вас сомнение, возражение и почему?

При анализе текста обратите внимание, какова форма проведения беседы, какими средствами пользуются участники для доказательства своего мнения (каковы средства убеждающей речи), как убеждения и язык связаны с профессией человека.

Следующий этап работы состоит в формулировании своей собственной точки зрения по обсуждаемой проблеме. Примите участие в беседе по следующим вопросам:

1.      Кого Вы считаете широко образованным человеком?

2.      Как Вы думаете, нужны ли сейчас широко образованные люди?

3.      Какова, по-вашему, современная тенденция – к увеличению числа таких людей или к его снижению?

4.      Не кажется ли Вам, что раньше широко образованных людей было больше, чем теперь?

5.      Где, по-вашему, больше широко образованных людей – среди гуманитариев или среди тех, кто ближе к естественным наукам, технике?

6.      Помогает ли современная система воспитания и образования подготовке широко образованных людей?

7.      Как вы оцениваете уровень образованности общества в целом?

После большой подготовительной работы может быть проведена дискуссия. В ходе дискуссии участники должны сформулировать проблемы, которые являются наиболее актуальными, уточнить эти проблемы, обосновать их актуальность, высказать свою точку зрения по этим проблемам, узнать точку зрения коллег, высказать свое отношение к точке зрения коллег, сделать выводы, уточнить их.

При  подведении  итогов  дискуссии оценивается работа  каждого участника. Выступления  анализируются  с  точки  зрения  смысловой  наполненности,  логичности,  доказательности,  умения  задать  вопросы, сделать  выводы,  умения  вести  спор,  уважать  чужую  точку  зрения, убеждать и т. д.

Совет студенту. Устное публичное выступление с докладом, лекцией или сообщением требует тщательной подготовки. вам необходимо обдумать тему, собрать материалы, систематизировать их, составить план и тезисы выступления, найти языковые средства для связи отдельных частей, написать текст, подобрать примеры, доказательства и т. д. Важно продумать звучание своей речи: выяснить все трудные случаи ударения и произношения, устранить неблагозвучия, продумать интонации, логические ударения и паузы, темп и громкость речи, язык «внешнего вида». Обязателен учет особенностей аудитории (в зависимости от этого отбираются языковые средства, примеры, выбирается стиль общения). Выступление должно быть достаточно эмоциональным, поэтому оратор должен продумать средства выразительности речи (диалогизация речи, эмоциональные восклицания, риторические вопросы, сравнения, эпитеты, средства экспрессивного синтаксиса и т. д.). Для установления контакта с аудиторией применяются элементы разговорности, которые также нужно предусмотреть. Тема лекции или сообщения может касаться вопросов культуры речи, а может быть выбрана самостоятельно, в зависимости от Вашей будущей специализации и интересов.

Желательно, чтобы вы выступили перед разными аудиториями (в своей и чужой группе, в школах, на студенческих конференциях, на предприятиях и т. п.). Необходимо проанализировать и отрепетировать выступления в своей группе. Вы вместе с преподавателем прослушиваете выступления, обсуждаете и оцениваете их. При анализе обращайте внимание на соответствие содержания текста теме, композицию, четкость деления на части, удачность примеров, на средства речевого контакта. При этом нужно выделить наиболее удачные и неудачные моменты, обсудить спорные положения. Слушатели должны также оценить использованные говорящим риторические приемы: то, что усиливает достоверность сказанного, как привлечено внимание к самому важному, не вызывает ли выступление оратора какого-то противодействия или негативных реакций и т. д.

На занятиях нужна атмосфера совместного творчества, заинтересованного и критического отношения каждого студента к работе других, требовательность к себе. Без этого невозможно совершенствование навыков публичных выступлений.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector