Анализируемый фрагмент соответствует устной форме научного стиля в жанре академической лекции

Анализируемый фрагмент соответствует устной форме научного стиля в жанре академической лекции. Хорошее качество речи подтверждается целым рядом показателей: слова употребляются в прямом номинативном значении, образные средства языка, эмоциональность не доминируют, преобладает абстрактная лексика, а главное – широко используется научная терминология. Так, в отрывке зафиксированы многочисленные абстрактные лексемы: процесс, сложность, деятельность, основание, стимуляция, фиксация, стабилизация и др.

 Понятийная точность как стилевая черта научной речи находит выражение  в высокой концентрации терминологической лексики, как общенаучной (функция, структура, система, аспект и др.), так и узкоспециальной – общемедицинской и фармакологической (абсцесс, лейкоциты, сикоз, пневмония, орган, мышцы; аналептик, лекарственные средства, сульфокамфокаин, новокаин, камфарная кислота и т. д.).

В данном случае сфера применения научного стиля – учебно-научная речь: жанр лекции. В задачи жанра входит сообщение общих существенных признаков предмета, объяснение причины явлений. Для хороших образцов этого жанра закономерным и целесообразным является четкое построение рассуждений, объяснений, доказательств, что и свойственно данному тексту. Логика изложения достигается использованием определенных средств когезии. Эффект логического сцепления смысловых блоков осуществляется с помощью таких средств, как: прежде всего; это первое, это второе, третье, четвертая особенность и, наконец, последнее; так вот; следовательно  и др. Последовательность речи оформляется также предложно-падежными сочетаниями, характеризующими выводы: в силу того, на этом основании и др.; союзами – связывателями текста: и…, но…, но и…, но все-таки… Используются с этой целью и специальные текстовые скрепы – вводные слова: кроме того,  правда, например и т. д., позволяющие лектору вносить какие-либо коррективы в текст.

Признаком хорошей лекторской речи является стремление говорящего  вовлечь аудиторию в совместную интеллектуальную деятельность. Этому служит система контактоустанавливающих и контактоподдерживающих средств: вы знаете, посмотрите и др. Концентрировать внимание слушателей помогают вопросы: Какие особенности камфоры? Почему? Какой же недостаток у камфоры как аналептика? И что же сделали фармакологи?

Устная форма научного стиля не исключает умеренного использования примет разговорности. Напротив, весьма уместны в данном отрывке разговорные лексемы типа: раз, зато, на сегодня, факт остается фактом, с незапамятных времен и т. д.

Выбор и организация языковых средств, относительная лексическая свобода варьирования и синтаксическая раскрепощенность речи усиливают общее впечатление соответствующей устной форме и жанру академической лекции.

По всем показателям хорошей речи она современна, коммуникативно оправданна, понятна, ей свойственна точность.

С точки зрения такого критерия хорошей речи, как правильность, эта речь безупречна: в ней нет ортологических, орфоэпических, лексических, грамматико-стилистических нарушений. Даже неоднократное прослушивание видеозаписи лекции убеждает в том, что в ней не допущено ни одной ошибки в области акцентологии (в трудном случае  предпочтение отдается первому из двух возможных вариантов: камфорá).

Цели и задачи коммуникации по линии лектор – аудитория  достигнуты: эта речь целесообразная, успешная для адресанта и эффективная для адресата, поскольку в ней соблюдены коммуникативные, этико-этикетные и риторические нормы.

Хорошая речь не только нестандартна, но и несет индивидуально-творческое начало. К речевым предпочтениям лектора можно отнести широкое использование определительных рядов при одном понятии: стабильное, мягкое, прямое  действие; раздражающее, рефлекторное, антитоксическое, кардиотоническое, противовоспалительное, противомикробное действие; лекарственное, противовоспалительное, поддерживающее средство и т. д.

 К авторской манере изложения, улучшающей качество речи, следует отнести частотное  использование оценочных наречий: очень ограниченно, очень нужно, надежно, поверхностно, активно, слабо, стабильно и т. д.

 Языковому вкусу лектора не чужд тщательный отбор синонимов: угнетать – подавлять, применяться – использоваться, вещество – препарат, действие – влияние – эффект;  в этой связи следует особо выделить  способность лектора к созданию авторских синонимических образований, придающих речи образную наглядность: сульфокамфокаин – новокаинкамфарный кисель, обработка – туалет кожных покровов.

 Таким  образом, по всем параметрам, автор лекции относится к носителям элитарного типа речевой культуры.

2. Интересно сравнить два журналистских материала на страницах газеты «Известия» (2000. 21 дек.). Оба имеют авторство (Ю. Богомолов и М. Соколов), написаны в жанре аналитической статьи, посвящены одной теме: переосмыслению истории нашей страны в связи с принятием новой символики России (гимна, герба, флага). В сущности, оба автора близки в главной своей мысли: они говорят о вечном конфликте государства и человеческой личности, о пассивности, бессилии власти, о неэффективности ее действий во всех областях жизни народа. С личным мнением авторов можно соглашаться или не соглашаться. Нас будет интересовать другое – стиль журналистов, их речь с точки зрения соответствия качествам хорошей речи. Для облегчения анализа предлагаем прочитать сами тексты.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector