Задачей автора является изображение живой картины пробуждения природы, а вместе с ней пробуждения, обострения человеческих чувств

Задачей автора является изображение живой картины пробуждения природы, а вместе с ней пробуждения, обострения человеческих чувств. Весеннее состояние души автора передается читателю, потому что оно так живо и точно описано и так близко каждому человеку.

Художественное воздействие мастера слова достигается использованием определенных языковых средств. Описание предельно конкретно весна в Полесье:  деревенские улицы, ручьи, лужи, капель, придорожные ветлы, возбужденные воробьи,  оттаивающая земля,  черные  нивы.  Образности,  выразительности  описания способствует  разнообразие эпитетов и достаточно традиционных (голубое небо, звонкие капли, белые облака, черные нивы, свежие соки и др.),  и  совершенно неожиданных (вкрадчивый,  могучий,  пьяный  запах  весны;  радостная,  торопливая тревога  жизни;  сладкая  и  нежная  весенняя  грусть).  Все живо  в  этом описании: и ручьи, сердито пенящиеся и вертящие щепки; и крутящиеся белые облака, и вьющийся белый парок над нивами; и земля, отдохнувшая за зиму и жаждущая нового материнства. Олицетворения, метафоры, сравнения придают описанию особую выразительность, живость. Движение жизни подчеркивается также использованием причастных и деепричастных форм (сверкающие, пенясь и вертя, плывущие и крутящиеся, обсыпавшие, отдохнувшая, оттаявшая, наполнявший). В тексте представлены разнообразные по структуре предложения простые и сложные. В первом предложении заявлена тема описания, которая разворачивается в последующих предложениях. Второе предложение сложное, состоит из трех больших частей, соединенных бессоюзной связью. Каждая из частей описывает существенные для весенней картины детали, связанные с ожившей водой (даже небо рисуется отраженным в огромных лужах). Следующее предложение рисует радость воробьев, наконец-то дождавшихся тепла. Второй абзац текста посвящен описанию земли и воздуха, напоенных весенними соками и ароматами.

Все предложения текста являются осложненными: либо однородными членами, либо деепричастными оборотами, либо присоединительными описательными конструкциями, либо обособленными определениями. Описательный порядок слов (во втором предложении), экспрессивные повторы (земля полная свежих соков, полная жажды нового материнства) придают описанию выразительность, полноту, конкретность. В структурах двух последних предложений используются односоставные части (обобщенно-личная и безличная). Это подчеркивает власть весны над разумом человека, слияние природы и человеческой души в ожидании новой жизни. Картина пробуждения природы воздействует на читателя, ему передаются чувства автора. Эти особенности построения текста придают ему неповторимую поэтическую интонацию.

Своеобразие использования стилистических средств может быть выявлено при сравнении авторского текста и специально адаптированного (обедненного) текста.

1.  Сравните приведенный отрывок из повести А.И. Куприна и учебный текст, составленный на его основе:

Весна наступила в этом году ранняя, дружная. Побежали по улицам ручейки, в лужах воды отразилось небо, с крыш посыпались капли.

Снег сошел, оставшись клочками в лощинах и перелесках. Из-под него выглянула мокрая земля, отдохнувшая за зиму.

Воздух наполнен запахом земли, запахом весны. Мне казалось, что вместе с этим ароматом вливалась в мою душу весенняя грусть…

При  сопоставлении текстов обратите внимание на употребление автором  эпитетов,  метафор, сравнений, на структурные  особенности  предложений,  на приемы передачи авторского отношения к описываемой картине и т. д.

2. Сопоставьте два текста (первый учебный, второй принадлежит писателю Ф.А. Абрамову), выявите, в каком из них дано субъективное описание картины природы и каковы языковые средства такого описания:

1)   Сотюга – порожистая река. Обычно в тихую погоду на всем протяжении ее слышен шум воды. Сегодня же кругом стоит тишина, так как поднявшаяся после сильных дождей вода затопила пороги.

2)Веселая, речистая река Сотюга. Ясным страдным вечером едешь – заслушаешься: на все лады поют, заливаются пороги. А сегодня сколько километров отмахали – и полная немота. Захлебнулись пороги. Начисто. Как в половодье.

Покажите, что во втором тексте во всем чувствуется присутствие автора:  в отборе эмоционально-оценочных слов, в использовании глаголов 2-го лица в обобщенно-личном значении, в применении средств эмоционального синтаксиса (бессоюзия, семантических повторов, расчленения предложения, инверсии).

Далее предлагаем задания на выявление ошибок в формировании текстов разных типов. Подобные упражнения уже выполнялись при работе над правильностью речи. Поэтому приведем лишь один пример. Его можно использовать также для наблюдений функций совмещения разностилевых элементов в рамках одного произведения.

3. Внимательно прочтите текст:

     Я очень прошу выдать мне удостоверение, – заговорил, дико озираясь, Николай Иванович, но с большим упорством, – о том, где я провел предыдущую ночь.

     На какой предмет? – сурово спросил кот.

     На предмет представления супруге, – твердо сказал Николай Иванович.

     Удостоверений мы обычно не даем, – ответил кот, насупившись, – но для вас, так и быть, сделаем исключение.

И не успел Николай Иванович опомниться, как голая Гелла уже сидела за машинкой, а кот диктовал ей.

     Сим удостоверяется, что предъявитель сего, Николай Иванович, провел упомянутую ночь на балу у сатаны, будучи привлечен туда в качестве перевозочного средства… поставь, Гелла, скобку, в скобке пиши «боров». Подпись – Бегемот.

     А число? – пискнул Николай Иванович.

     Чисел не ставим, с числом бумага станет недействительной, – отозвался кот, подмахнув бумагу. Потом добыл откуда-то печать, по всем правилам подышал на нее, оттиснул на бумаге слово «уплочено» и вручил бумагу Николаю Ивановичу.

(М. Булгаков. Мастер и Маргарита)

Здесь  нарушение  норм функционального стиля (совмещение разностилевых черт) используется  в  целях пародирования. Довольно точно воспроизводятся черты официально-делового стиля и жанра удостоверения, но они вступают  в  контраст  с содержанием, что приводит к комическому эффекту (справка о пребывании на балу у сатаны).  Здесь  пародируется и официальный прием  посетителя  в  мелкой  конторе.  Лексика (характерное  для  делового стиля обобщающее название класса предметов перевозочное  средство,  предъявитель  сего,   упомянутая  ночь,  недействительный), синтаксические  конструкции  (на предмет представления, сим удостоверяется, будучи привлечен в качестве, предъявитель сего),  реквизиты  (подпись, печать)  переданы  точно. Тем  смешнее  эта  точность вступает  в  противоречие  с  предметным  содержанием  документа, с отсутствием фамилии предъявителя, с безграмотностью печати, с оценкой числа, которое делает бумагу недействительной. Необходимо проанализировать погрешности в построении документа и выявить их стилистические функции.

Наблюдения за языковыми средствами, являющимися яркими показателями определенного типа речи, имеют практическую ценность при подготовке  к  самостоятельному выступлению. Приведем пример подобного задания из кн.: Аргументация в публицистическом тексте. Свердловск, 1992.

4. Покажите, какие средства убеждающей речи (побуждения и выражения уверенности) использовал А. Аграновский в следующем фрагменте из очерка «С чего начинается качество?». Проанализируйте синтаксические фигуры.

Что такое качество, знает каждый. Я приду в магазин и уж как-нибудь разберусь за свои деньги, что такое хорошо и что такое плохо. Точнее? Ну, прежде всего вещь должна быть надежной. Чтобы подметка не отлетала после первого дождя. Верно? Верно. А как насчет эстетики? Туфли прочны, но не красивы, – это качество? А серийность, тираж изделия? …Даже прочность изделия – функция непостоянная. Ученые изучают колебания спроса. Не углубляясь в графики, отмечу характерное: в начале века пальто «строили» с таким расчетом, чтобы от отца оно могло перейти к сыну, а перелицевать, так и внуку. Теперь это, в сущности, никому не нужно. Вещи подешевели, но служат сезон, два сезона, и до свидания. Влиянию моды подвержены все товары, летние платья – в большей степени, холодильники, автомобили, мебель – в меньшей, но подвержены. Излишняя прочность, если хотите, обидна: туфли давно уже вышли из моды, а носи!

Это все наука, действительно наука, лежащая на стыке технологии, эстетики, экономики, социальной психологии. Из этой, пусть простят меня читательницы, ерунды, длины юбок, расцветки тканей и т.п. складываются миллионы и миллиарды рублей, и, значит, хоть есть в нашей жизни проблемы поважнее, но это далеко не ерунда.

         Выполнение  подобного  задания  предполагает  предварительное  ознакомление  с  синтаксическими  приемами, целью которых  является создание общей убеждающей окраски речи. Обратите внимание на то, что убеждающая  окраска  речи  создается  с  помощью различных средств побуждения  к  высказыванию и  выражения уверенности говорящего в сообщаемом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector