Анализ текстов разных видов коммуникации и разной стилевой принадлежности

Совет преподавателю. Работа по данной теме является логичным продолжением предыдущих занятий и во многом ими подготовлена. Наиболее целесообразной представляется следующая последовательность типовых заданий:

1)       выявление стилистических ресурсов русского языка;   

2)       определение стилевой принадлежности отрывка;

3)       выявление ошибок в формировании текстов разных типов.

Первым этапом работы должны стать наблюдения над языковыми средствами, имеющими дополнительную стилистическую окраску. Сборники по практической стилистике дают необходимый материал для анализа тонких значений, которыми различаются языковые синонимы разных уровней. Обратите внимание на примеры взаимодействия экспрессивной и функциональной окраски в одной языковой единице (задания на определение роли разговорных элементов или официально-деловых штампов в художественном тексте, на установление семантико-стилистических функций  антонимов  и  синонимов, на экспрессивно-эмоциональные и стилистические  особенности  употребления причастных  и  деепричастных  оборотов и т. д.).

Совет студенту. Все стилистические ресурсы языка реализуются в речи, в конкретных текстах, представляющих тот или иной функциональный стиль.

Стилистический анализ текста предполагает характеристику ситуации общения, в которой используется текст (сфера применения, условияи форма общения, цель речи), установление стилевых черт,  нашедших отражение  в содержании и языковом оформлении данного текста (выделение доминанты стиля и зависящих от нее особенностей лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических средств; для устной речи и  особенностей  интонации,  произношения,  невербальных компонентов речи).

Чтобы  выявить  наиболее  характерные  черты  стилей,  можно начать  со  сравнения текстов, похожих по содержанию,  но контрастных по стилю (например: сопоставить описание грозы  в  энциклопедии и  повести  А.П.  Чехова  «Степь»;  описание погоды в художественном произведении,  в  сообщениях  синоптиков  и в разговорной речи и т. п.).

При  работе над стилистическим  анализом  нужно  обратиться  к  текстам,  представляющим  стилевые  и  жанровые  разновидности  каждого стиля: законодательный,  административно-канцелярский, дипломатический подстили делового стиля и разные жанры деловых бумаг; собственно научная, техническая, научно-популярная, учебная, патентная разновидности научного стиля и их жанровое членение; информационные и аналитические жанры газетной и журнальной публицистики, жанры теле- и радиоречи (интервью, информационное сообщение, политические обзоры, «прямые линии», художественно-публицистические передачи, выступления мастеров слова и ученых, авторские передачи и т. д.). Каждый жанр имеет специфику, исходя из которой следует определять его место в рамках стиля, например, особенности газетных заголовков, рубрикация газетных и журнальных материалов, внешние атрибуты законодательных текстов, приемы популяризации в научно-популярных изданиях, различие языка информационных сообщений и авторских комментариев этих же событий, особенности речи юристов (см. тексты в кн.: Речи известных русских юристов. М., 1985) и т. д.

При анализе художественных текстов следует рассмотреть особенности использования слова (образность, семантическая емкость соединение сразу нескольких значений), разнообразие приемов и специфику отбора языковых средств разными авторами, представленность различных функционально-смысловых типов речи, соотношение разных способов передачи речи персонажей, приемы благозвучия, идейно-эстетическое значение совмещения разностилевых средств в рамках одного произведения и т. д. Отметьте особенности разных видов художественной речи: прозаической, стихотворной, драматургической. Можно остановиться на отдельных жанрах художественной речи, в зависимости от ваших интересов (например, роман в стихах, детективный рассказ, семейная хроника, научная фантастика, любовный роман и др.): выявить законы построения данных текстов, особенности их языкового оформления, специфику стиля писателя (идиостиль).

Заслуживает внимания устная форма существования каждого стиля. Нужно определить особенности, обусловленные данной формой речи (влияние разговорности, которое сказывается на смысловом и языковом оформлении текста).

Тексты для стилистического анализа могут быть взяты из разнообразных пособий по стилистике (например: Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. М., 1999; Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. М., 1989; Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1987 и др.), подобраны из художественных произведений, газет и журналов, научных монографий, популярных изданий, разговорной речи,  деловых документов. Для анализа устной формы стилей необходимо записывать на магнитные ленты разговорную речь, отрывки лекций преподавателей и сообщений студентов на различные темы, радио- и телепередачи разных жанров, сценическую речь. Отбор текстов предполагает их предварительный анализ, оценку полноты представленности стилевых черт. Это способствует развитию навыков не только стилистического анализа, но и правки, редактирования чужого и своего текста, создания собственного текста заданного стиля.

 Используйте в работе образцы стилистического анализа текстов:

 публицистических газетных жанров и теле- и радиоречи – Горбаневский М.В. и др. Не говори шершавым языком. М., 1999; Русский язык и культура общения для государственных служащих. Саратов, 1998; Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2000; Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. М., 2000; Бернштейн С.И. Язык радио. М., 1977;

 устной публичной речи – Ножин Е.А. Мастерство публичного выступления. М., 1989; Сопер П. Основы искусства речи. Ростов н/Д., 1998; Михальская А.К. Основы риторики. М., 1996;

официально-деловых жанров – Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М., 1999; Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997; Русский язык и культура общения для деловых людей. Саратов, 1997;

 научных жанровСовременная русская устная научная речь. Красноярск, 1985; М., 1994, 1995;

 разговорной речи – Сиротинина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю  о  русской  разговорной  речи. М., 1996;  Разговорная речь в системе  функциональных стилей современного русского языка. Саратов, 1983, 1992;

художественных текстов – Васильева А.Н. Художественная речь. М., 1983; Новиков Л.А. Искусство слова. М., 1982; Купина Н.А. Структурно-смысловой анализ художественного произведения. Свердловск, 1981 и др.

Многогранный анализ всех стилей в соответствии с письменной и устной формами речи представлен в книге «Функциональные стили и формы речи» (Саратов, 1993), в соответствии с критериями хорошей речи – в книге  «Хорошая речь» (Саратов, 2001).

Выполните следующие задания:

1.       Проанализируйте характер употребления причастий в двух текстах: употребление причастий в прямом и переносном значении, цель употребления, временную форму причастий. С чем связаны различия? Определите, к каким стилям относятся отрывки?

1) Звезды,  которые  мы  видим  ночью на  небе, это огромные раскаленные газовые шары. Они кажутся нам светящимися точками, потому что находятся на очень далеком расстоянии  от Земли. Запущенная с Земли современная ракета может  достать  до  ближайшей звезды только через много тысяч лет.

 (Из учебника «Природоведение»)

2) Серебристо-черное небо сплошь осыпано августовскими звездами. Раздвоенный рукав Млечного пути висит над головой видением небесной реки… По всем направлениям катятся, вспыхивая, падающие звезды.

 (В.Катаев)

2. Определите тип приводимых ниже предложений, попытайтесь заменить их предложениями с двумя главными членами. Каких стилистических свойств лишится высказывание?

1) О Мороз! Какая радость! Ни болота, ни реки мне теперь не страшны. 2) Станция. Пески. Грибная просека. Заячья полянка. Сейчас, как рассказывали, должен быть бревенчатый мостик, а потом уже домик.

(По В. Пескову)

            3. Установите, к какому стилю относится данный отрывок. Какую роль играют прилагательные в создании настроения? Какие суффиксы придают прилагательным разговорный оттенок? С какой целью они употреблены в тексте?

Стоял ослепительный март. Снег был сахаристым, пористым, и в его недрах рождались маленькие, едва заметные глазу ручейки. А небо было таким синим, словно внизу расстилались не заснеженные поля, а теплая лазурная гладь южного моря.

Я шел по глубокому рассыпчатому снегу и думал о лете…

 (Ю. Яковлев)

4. Прочитайте отрывок из стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Лазурное царство». Какой лексикой создается стилистический эффект повышенного эстетизма? Найдите метафоры, назовите их стилистическую роль. Определите, какой характер имеют эпитеты в данном стихотворении.

Лебединой грудью вздымался белый парус под резвыми вымпелами. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море, все покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое желазурное море и по нему, торжествуя, смеясь, катилось ласковое солнце. Нам попадались острова, волшебные, полупрозрачные острова с отливами драгоценных камней, яхонтов и изумрудов. Упоительные благовония неслись с округлых берегов: одни из этих островов осыпали нас дождем белых роз и ландышей; с других внезапно поднимались длиннокрылые птицы. Птицы кружились над нами, ландыши и розы таяли в жемчужной пене, скользившей вдоль гладких боков нашей лодки.

5. Прочитайте отрывки из рассказа И.А. Бунина «Божье древо». К выделенным словам и словосочетаниям подберите синонимы. Используя толковый словарь, определите, почему автором выбраны именно эти слова.

1) Я свернул за шалашом в солнечную аллею из акатника. Облака белоснежными зевсоподобными главами вставали из-за столетних берез на валу, за лощиной все великолепнее. На припеке горячо и сладко пахли травы, цветы. В фруктовом саду, с блаженной беззаботностью, игриво и томно выводила свои флейтовые переливы иволга... Отчего так особенно прекрасно все старинное, старые березы, например?

2) Я сообщил ему (Якову), что завтра уезжаю.

Ну, що ж, сказал он весело и равнодушно. Дай бог час. Живы будем, еще, можа, повидаемся… а далеко едете-то?

 Я ответил, что на юг, к морю, купаться.

Он весело изумился:

– Как купаться? Да вы бы дома-то, в речке?..

А скучать вы не скучайте, прибавил он неожиданно…угадав, что мне не хочется и немного грустно уезжатъ, это всегда так перед отъездом, все будто жалко чего-то, а в дороге, глядь, и разгулялся и забыл всех…

И, поднявшись, бодро пошел к огню, который, как всегда, пылал в земляной печурке против шалаша под липой…

 6. Найдите специальную лексику и определите ее значение;выясните, с какой целью она использована. Какие черты раз­говорной речи воспроизводятся автором?

Вы поэт?

Голос был женский, низкий, шершавый от сдержанного смеха.

А почему бы нет! сказал он.

Как интересно! Прочтите, пожалуйста. Что у вас там дальше про грозу выясняется?

Перестань, остановил второй женский голос и что-то еще добавил тихо. Обе прыснули, а потом та, первая, смешливая, сказала:

Никогда не видала живого поэта. Да еще мокрого. А как вы пишете стихи?

– При помощи всяких катушечек, конденсаторов.

– Скажите, пожалуйста, и что ж это за приборы?

Его расспрашивали поощрительно, как мальчика, который заврался, и тогда он ответил тем же тоном, пытаясь взять верх в этой игре:

– Как бы вам объяснить доступнее? Ну, нечто среднее между пылесосом и велосипедом.

       – Ай-я-яй, какая кибернетика!

– Нет, он пользуется холодильником! 

– Или штопором. С конденсатором!

Смеясь, оба голоса перебивали друг друга.

– К вашему сведению… запальчиво начал Тулин, но орудийный залп грома заставил его вздрогнуть. Потом он долго не мог простить себе этого.

Наверху расхохотались.

– Не бойтесь, поэт. Молния ударяет только в выдающиеся предметы.

(Д. Гранин. Иду на грозу)

7. В отрывке из стихотворения А.А. Блока  найдите  антонимы  и  определите  значение  этих  слов  в  тексте. По какому признаку противопоставлены понятия, обозначенные антонимами; какую роль выполняют эти слова в тексте  и  какова их связь с другими компонентами стиля ритмом и размером  стиха, стилистической окраской слов, синтаксическим строем? В  чем проявляется единство формы  и содержания в приведенном примере?

…Жизнь – без начала и конца.

Нас всех подстерегает случай.

Над нами сумрак неминучий,

Иль ясность божьего лица.

Но ты, художник, твердо веруй

В начала и концы. Ты знай,

Где стерегут нас ад и рай.

Тебе дано бесстрастной мерой

Измерить все, что видишь ты,

Твой взгляд да будет тверд и ясен.

Сотри случайные черты

И ты увидишь: мир прекрасен.

Познай, где свет, поймешь, где тьма.

Пускай же все пройдет неспешно,

              Что в мире свято, что в нем грешно,

Сквозь жар души, сквозь хлад ума.

Работу над стилистическим анализом текста предварите повторением признаков текста как коммуникативной единицы (наличие коммуникативной установки, тематического единства, взаимообусловленных частей, стилевого единства и т. д.). Эту задачу можно выполнить на примере любого текста, подготовленного для анализа. Воспользуемся высказыванием К.Г. Паустовского:

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей родине немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку, дикарь… Безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Выявляя признаки текста в данном высказывании, нужно обратить внимание на то, что все предложения объединены общей темой: отношение к языку критерий оценки человеческой ценности. Задачей автора является доказательство данного тезиса. Последовательность изложения мысли достигается выбранным порядком следования предложений. Повторением в каждом из них слова «язык» закрепляется связность данного текста. Особую спаянность ему придает также использование словосочетаний, построенных по единому образцу: отношение к языку, любовь к стране, любовь к языку, безразличие к языку, безразличие к прошлому, к настоящему, к будущему.

Приведем пример стилистического анализа текста, воспользовавшись отрывком из повести А.ИКуприна «Олеся»:

Весна  наступила в этом году ранняя, дружная и – как всегда на Полесье – неожиданная. Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух; в огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися, белыми облаками; с крыш посыпались частые звонкие капли. Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбужденно, что ничего нельзя было расслышать за их криком. Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни.

Снег  сошел,  оставшись  еще  кое-где  грязными рыхлыми клочками  в  лощинах  и  тенистых  перелесках. Из-под  него  выглянула обнаженная,  мокрая,  теплая  земля, отдохнувшая  за зиму  и  теперь  полная  свежих соков, полная жажды нового материнства. Над черными нивами вился легкий парок, наполнявший воздух запахом весны, который даже  и  в  городе узнаешь среди сотен других запахов. Мне казалось, что вместе с этим ароматом вливалась в мою душу весенняя грусть, сладкая и нежная, исполненная беспокойных ожиданий и смутных предчувствий…

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector