Подготовка к выразительному чтению складывается из анализа смысловой структуры текста (определение темы, идеи, композиции текста, отношения читающего к содержанию речи и ее адресату)

Итак, подготовка к выразительному чтению складывается из анализа смысловой структуры текста (определение темы, идеи, композиции текста, отношения  читающего к содержанию речи и ее адресату) и «интонационной разметки» текста (определение речевых отрезков, интонационных центров, логически  и  эмоционально ударных слов, особенностей темпового и мелодического исполнения, распределение пауз, выявление зависимости интонации  от  знаков препинания). Интонационное оформление текста обусловлено его смысловым и эмоциональным наполнением.

Необходима работа над культурой звучания коммуникативных единиц языка (соблюдением орфоэпических норм, устранением нежелательных явлений, мешающих пониманию речи, делающих ее неэстетичной).

Просодия (общая интонация, движение тона, паузировка, распределение разных типов ударений) зависит от функционального стиля и жанра текста. Поэтому материалом для упражнений должны служить не только художественные тексты (поэтические и прозаические), но и тексты публицистического, научного и официально-делового характера. Попробуйте сопоставить интонацию в текстах разных стилей, определить различия. Подобную работу выполните на материале текстов разных функциональных стилей на одну и ту же тему, например:

1)    Гроза   атмосферное  явление,  заключающееся  в  электрических  разрядах  между  так  называемыми  кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды-молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром…

2)    Доводим до Вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром и прилегающей к нему местностью пронеслась сильная гроза, которая продолжалась около часа. Скорость ветра достигала 30–35 метров в секунду. Причинен значительный ущерб собственности нескольких колхозов, исчисляемый сотнями тысяч рублей.

3)    Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.

4)    До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро продвигалась к  нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в раскаты, обнимающие весь небосклон…

5)    Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, да и то испугался насмерть. Сначала все было тихо, нормально, я уже собрался было лечь спать, как вдруг сверкнет ослепительная молния и бабахнет гром, да с такой силой, что весь наш домишко задрожал…

При анализе обратите внимание на средства звуковой выразительности, особенно в художественных текстах (аллитерация,  ассонанс, анафора,  эпифора,  стык  и  др.).          Наиболее ярки они в поэтических текстах. Например, перечитайте строки из произведений  А.С. Пушкина и найдите все средства звуковой выразительности:

1)    Мазурка раздалась. Бывало,

  Когда гремел мазурки гром,

  В огромной зале все дрожало,

  Трещал паркет под каблуком

  Тряслися, дребезжали рамы:

  Теперь не то, и мы, как дамы,

  Скользим по лаковым доскам.

2)    Ты видел деву на скале

      В одежде белой над волнами,

      Когда, бушуя в бурной мгле,

      Играло море с берегами,

      Когда луч молний озарял

      Ее всечасно блеском алым

            И ветер бился и летал

      С ее летучим покрывалом?

3)Унылая пора! очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса –

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В багрец и золото одетые леса…

4) …То по кровле обветшалой

    Вдруг соломой зашумит,

    То, как путник запоздалый,

    К нам в окошко застучит.

5) Роняет лес багряный свой убор,

    Сребрит мороз увянувшее поле,

    Проглянет день как будто поневоле

    И скроется за край окружных гор.

В  процессе  работы сравните  особенности  профессионального и непрофессионального  чтения  одного  и того же текста: обратите внимание на расстановку пауз, ударений, движение тона, особенности произношения. Для этого на занятиях используйте магнитофон. Прослушивайте записи чтения мастеров художественного слова, выступлений ораторов, лекций преподавателей, сообщений дикторов радио и телевидения и записи (или «живое» чтение) этих  же  текстов  в  исполнении  студентов  группы. Затем анализируйте различия, проводите работу по совершенствованию чтения.

Для отработки выразительного чтения необходима тщательная домашняя подготовка: прослушивание и анализ образцов текстов, неоднократные записи на магнитную ленту своего чтения с целью совершенствования навыков, продумывание невербального сопровождения (мимика, жесты, поза).

Важно, чтобы на занятиях по выразительному чтению вы поняли необходимость и увлекательность этого дела, по возможности развили в себе артистические способности, приобрели умение влиять на слушателей, почувствовали радость общения с аудиторией. Все это необходимо человеку, профессия которого будет связана с публичной речью.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector