Выразительное чтение

Совет  преподавателю.  Выразительное  чтение   один из профессионально  необходимых  типов  речи. Обучение ему является составной частью  развития произносительно-слуховой культуры  и  культуры  речи в целом, а также подготовительным этапом для овладения жанрами публичной  речи,  для  совершенствования  навыков  письменной  речи.

Выразительное чтение требует большой подготовительной работы, которая уже была начата на первых занятиях (постановка голоса, дыхания, отработка произношения и дикции, овладение жестами и мимикой). Однако чтец должен уметь еще очень многое: владеть разными видами интонации, ударения, пауз, обладать творческим воображением, способностью к словесному действию.

Методика обучения выразительному чтению хорошо разработана. Теоретические  сведения  и  интересный  практический  материал  можно почерпнуть из книг:  Саричева Е.Ф. Сценическая речь. М., 1955;  Петрова А.H. Сценическая речь, М., 1981;  Выразительное чтение. М., 1972;  Соловьева Н.М. Практикум по выразительному чтению. М., 1976; Савкова З.В. Упражнения по технике речи // Ножин Е.А. Основы советского ораторского искусства. М., 1973;   Ганиев Ж.В. Русский язык: Фонетика и орфоэпия.М. 1990;   Иванова-Лукьянова Г.Н. Чтение вслух с опорой на пунктуацию. М., 1988;   Методика развития речи на уроках русского языка. М., 1991;  Современный русский язык: Сб. упражнений / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1990. Разд. 10. Интонация и синтаксис.

Совет студенту. Обратите  внимание на тренировку творческого воображения и эмоциональной отзывчивости: чтец должен представлять себе то, что он читает, пытаться жить в воображаемом действии, уметь перевоплощаться. От этого зависит эффективность воздействия на слушателей.

Выполните упражнения, которые предлагаются в методической литературе: представьте и опишите какие-либо предметы, явления (яблоко, грозу, море); представьте себя каким-либо животным или предметом и сыграйте его роль; опишите свои впечатления, переживания по поводу каких-либо событий; поделитесь своими воспоминаниями о чем-либо; опишите свое настроение в солнечный или пасмурный день и т. д.

Очень  важно  развивать  способность  глубоко  чувствовать:  это один  из  важных  источников выразительного чтения. Для этого можно использовать  не  только личные  воспоминания  и  переживания, но и примеры  из  литературных произведений. Например, внимательно перечитайте страницы о  настроении  Наташи Ростовой  перед  первым  балом или ночью перед раскрытым окном, о душевных муках Раскольникова после убийства, перечитайте последние слова верного Фирса, забытого в старом доме. Читайте вдумчиво, обращайте внимание на каждую деталь, сделайте переживания героев своими собственными, страдайте и радуйтесь вместе с ними.

При чтении важно владение средствами логической выразительности. Нужно уметь находить смысловые (логические) центры и выделять их разными средствами: силой и высотой звука, темпом речи, паузой, особой экспрессией. Начать можно с простых примеров, где выделение смысловых центров бесспорно: «Человек! Это звучит гордо!» или «Я знаю, – город будет». При анализе более сложных случаев воспользуйтесь, например, методом скелетирования («обнажения смыслового скелета фразы»): отбрасываются второстепенные слова (не столь существенные для основного смысла фразы) и находятся главные,  которые при чтении логически выделяются. Применение метода покажем на примере, взятом из пособия по выразительному чтению[1].

Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребренные инеем, сугробы.

(А.Чехов. Ванька)

После скелетирования остаются подчеркнутые слова, соста­вляющие главный смысл сказанного. На этих словах ставится логическое ударение.

Однако в художественном тексте любое слово может приобретать особое  значение,  смысловое  и  эстетическое.  Поэтому  необходим  анализ  текста:  установление  содержания  отрывка,  выявление его смысловой  структуры,  характера  связи  частей.  Далее, работая над  каждой  фразой,  нужно  выделить  в  ней  речевые  звенья,  т. е. цельные  по  смыслу  и  интонационно  отрезки  речи.  Каждое  звено  организуется  вокруг логического  центра,  причем  таких центров  может  быть  несколько. Значимость  их  может  быть  различной,  поэтому  и ударения не одинаковы по силе.

Между речевыми звеньями находятся паузы. Логические паузы, группирующие слова по смыслу, часто совпадают со знаками препинания в предложении. Психологические паузы, выражающие умолчание, припоминание, напряжение и т. д., обусловлены лишь эмоционально и связаны с подтекстом произведения.

Таким образом выстраивается схема логического анализа текста, который предваряет его выразительное чтение. Сначала разбор выполняйте под руководством преподавателя, затем самостоятельно. Материалом может послужить отрывок из любого художественного произведения или целый небольшой текст. Образцы логического анализа вы можете найти в указанной литературе.

В качестве примера приведем лишь один из возможных образцов логической разметки стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык» (подчеркнуты смысловые центры, вертикальные линии обозначают логические паузы):

Во дни сомнений, / во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, / – ты один мне поддержка и опора, / о великий, могучий,  правдивый  и  свободный  русский  язык! / Не будь тебя / – как не впасть в отчаяние при виде всего, / что совершается дома? / Но нельзя верить, / чтобы такой язык / не был дан великому народу!

Разметка данного текста, как и любого другого, не является единственно возможной. Она зависит от понимания чтецом идеи произведения, его смысловых и эстетических особенностей.

Смысловой и логический анализ текста подсказывает логическую мелодию (интонацию) при чтении. Чтобы правильно выразить смысл текста, оказать воздействие на слушателей, важно найти единственно нужную интонацию. Это сложная задача, решение которой зависит от развитости речевого слуха чтеца, от подвижности его голоса. Поэтому овладение интонацией требует большой тренировки.

Начать  нужно  с  интонирования  разных  знаков  препинания  в простых,  затем  сложных  предложениях.  Особое   внимание  надо  уделить интонациям  перечисления, противопоставления, причинности, следствия,  сравнения  и  т. д.  Например,  сопоставьте  чтение  двух  простых  предложений   с  чтением  сложного  предложения,  составленного  из  этих  же двух  предложений,  причем  выбор  знака  в сложном  предложении  обусловлен  смыслом  (Сообщили  о  прибытии  поезда,  на  перроне  все оживилось.  Сообщили  о  прибытии поезда   на  перроне  все  оживилось).

Начертите схемы движения голоса во фразах (например: Небо, земля, вода – все радостно сияло вокруг. Когда вы приедете? – Он спрашивает, когда вы приедете).

Рекомендуются  также  игровые  задания, сочетающие отработку интонации  с  развитием  воображения, эмоциональной отзыв­чивости, умения  воздействовать на слушателя. Например, произносите одну и ту же  фразу  Откройте  скорее  с  разной  интонацией,  зависящей  от  ситуации,  от намерений говорящего и его переживаний (говорящий  промок  под  дождем, за ним гонятся преследователи, он принес хорошую или плохую весть,  пришел  выяснить  отношения  и  т. д.).  Побудительную  интонацию разного характера (дружеского совета, просьбы, категорического приказа) отрабатывайте  на следующих  фразах:  Не откладывайте  это дело  на  завтра.  Пожалуйста,  говорите  громче.  Встаньте  прямо.

Выполнитеупражнения, направленные на развитие произносительной культуры, из кн.: Методика развития речи на уроках русского языка. М., 1991.

1.       Прочитайте восклицательные предложенияреплики Собакевича, выбирая нужный тон голоса для выражения почтения, удовольствия, презрения, негодования:

Собакевич представляет Чичикову свою жену: «Это моя Федулия Ивановна!»; обедает: «Щи, душа моя, очень хороши!»; размышляет: «Толкуют, просвещенье, просвещенье, а это просвещенье фук!»; аттестует знакомых: «Я вам даже не советую дороги знать к этой собаке!»

2.   Прочитайте отрывки из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Сравните тон, которым следует произнести каждую реплику Пугачева. Какое чувство должен передать этот тон в каждом из трех случаев? С одинаковой ли громкостью читается каждая реплика? Как может быть произнесено слово «хорош» в первой реплике, чтобы она прозвучала иронически? (Возможно протягивание ударного гласного, а также раздельное произнесение слова по слогам: хо-рош.)

1)    Пугачев  посмотрел  на  Швабрина  и  сказал с  горькой усмешкой: «Хорош у тебя лазарет!» Потом подошел к Марье  Ивановне: «Скажи  мне, голубушка,  за  что твой  муж  тебя  наказывает,  в чем ты перед ним провинилась?»

2) Пугачев взглянул грозно на Швабрина: «И ты смел меня обманывать! –сказал он ему. Знаешь ли ты, бездельник, чего ты достоин?»

3.   Определите, какими интонационными средствами достигается выразительность строк из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Прочтите, соблюдая интонацию (следите за движением тона, паузами (обозначены знаком //), логическим ударением, протягиванием гласных):

Я видел у других//

Отчизну,// дом,// друзей,// родных,//

А у себя не находил//

Не только милых душ – // могил!

Эти и другие задания направлены на отработку умения производить смысловой и интонационно-звуковой анализ текста и выразительно читать его.

Развитию интонации и умения воздействовать словом способствуют также упражнения на общение. Например, убедите товарищей пойти вместе в кино, на концерт или, наоборот, убедите не делать этого. Попробуйте выразить в одном слове («здравствуйте», «спасибо» и т. д.) отношение к разным людям (близким, чужим, приятным, неприятным… для говорящего). Интересны упражнения на озвучивание рекламного ролика: убедите слушателей купить что-либо, посмотреть какой-либо фильм, посетить какую-либо выставку и т. д. Умение общаться со слушателем в процессе чтения необходимое для чтеца качество.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector