Наблюдения над вербальными и невербальными средствами общения, над их использованием в художественной литературе. Упражнения в трактовке их содержания

Совет преподавателю. Логичным  продолжением занятий по овладению мимикой  и  жестами  являются  занятия по  второй  теме, однако при  желании они могут быть соединены. К литературе, данной в конце первой  темы, необходимо  добавить тексты  художественных произведений.

Как известно, структура конкретного коммуникативного акта есть результат взаимодействия вербальных (словесных) и невербальных (взгляд, жест, мимика, поза, интонация, паузы) средств общения. На занятиях по первой теме уже говорилось о разнообразных значениях и функциях невербальных компонентов. Будем наблюдать использование неязыковых средств в художественной литературе и упражняться в трактовке их содержания и роли.

Совет студенту. В художественном тексте очень важно показать, как слово «прозвучало». Это позволит понять отношения персонажей, их чувства, особенности характеров. Язык невербальных средств помогает автору передать тонкие оттенки, а порой и существеннейшие аспекты смысла. Невербальная часть общения может быть сложной (т. е. совмещать разные неязыковые средства), многозначной, особо стилистически значимой (официальной, торжественной, развязной и т. д.).

Материалом для трактовки содержания невербальных компонентов и связи их с речью могут послужить отрывки из художественных произведений. Попробуйте сами найти яркие примеры. Обратите внимание на произведения Л.Н. Толстого, который считается мастером взгляда, Н.В. Гоголя – мастера немой сцены, и др. Большой и разнообразный материал собран в лингвострановедческом словаре А.А. Акишиной, Х. Кано, Т.Е. Акишиной «Жесты и мимика в русской речи» (М., 1991), которым можно воспользоваться.

Выполните следующие задания.

         1. Как помогает ремарка Н.В. Гоголя понять  душевное состояние героя комедии «Ревизор»?  

Аммос Федорович (в не­доумении расставляет руки): «Как же это, господа? Как это, в самом деле, мы так оплошали?»

         2. Проанализируйте содержание и функции невербальных ком­понентов в отрывке из романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина».Что свидетельствует об особых отношениях князя Облонского и камердинера Матвея, о некотором превосходстве последнего?

На вопрос князя о бумагах последовал ответ:

На столе, – отвечал Матвей, взглянул вопросительно, с участием на барина и, подождав немного, прибавил с хитрою улыбкой:

 – От хозяина извозчика приходили.

Степан Аркадьич ничего не ответил и только в зеркало взглянул на Матвея: во взгляде, которым они встрети­лись в зеркале, видно было, как они понимают друг друга. Взгляд Степана Аркадьича как будто спрашивал:

«Это зачем ты говоришь? Разве ты не знаешь?»

Матвей положил руки в карманы своей жакетки, отставил ногу и молча, добродушно, чуть-чуть улыбаясь, посмотрел на своего барина.  

1.       Что могли бы сказать герои Н.В. Гоголя друг другу? Почему автор избирает «немой» язык? Зачем ему необходима несобственно-прямая речь? Чем подчеркивается особый комизм ситуации?

Манилов был совершенно растроган. Оба приятеля дол­го жали друг другу руку и долго смотрели молча один другому в глаза, в которых видны были навернувшиеся слезы. Манилов никак не хотел выпустить руку нашего героя и продолжал жать ее так горячо, что тот уже не знал, как ее выручить. Наконец, выдернувши ее потихоньку, он сказал, что не худо бы купчую совершить поскорее и хорошо бы, если бы он сам понаведался в город. Потом взял шляпу и стал откланиваться.

2.       Прочитайте отрывок из неоконченного романа М.А. Булгакова «Великий канцлер». Определите, какие паралингвистические и звуковые средства использует автор.

… Многотысячная толпа взревела, и тотчас цепи легионеров подались вперед и оттеснили ее. Она взревела еще сильнее, и до Пилата донеслись отдельные слова, обрывки хохота, вопли придавленных, свист.

     Сжигаемый солнцем, прокуратор поднял правую руку, и шум словно сдунуло с толпы. Тогда Пилат набрал воздуху и крикнул, и голос, сорванный военными командами, понесло над толпой.

    Именем императора!

В ту же секунду над цепями солдат поднялись лесом копья, сверкнули, поднявшись, римские орлы, взлетели на копьях охапки сена.

    Бродяга и тать, именуемый Иисус Га-Ноцри, совершил преступление против Кесаря!..

Пилат задрал голову и уткнул ее прямо в солнце, и оно выжгло ему глаза. Зеленым огнем загорелся его мозг, и опять над толпой полетели хриплые слова:

    Вот он, этот бродяга и тать!

Пилат не обернулся, ему показалось, что солнце зазвенело, лопнуло и заплевало ему уши. Он понял, что на помост ввели Га-Ноцри, и, значит, взревела толпа. Пилат поднял руку, опять услышал тишину и выкрикнул:

    И вот этот Га-Ноцри будет сейчас казнен!

Опять Пилат дал толпе выдохнуть вой и опять послал слова:

    Чтобы все знали, что мы не имеем царя, кроме кесаря!

Тут коротко и страшно прокричали в шеренгах  солдаты, и продолжал Пилат:

    Но кесарь великодушен, и поэтому второму преступнику Иисусу Варравану…

«Вот их поставили рядом», – подумал Пилат и, когда стихло, продолжал, и слова, выкликаемые надтреснутым голосом, летели над Ершалаимом:

–…осужденному за призыв к мятежу, кесарь император в честь вашего праздника, согласно обычаю, по ходатайству великого Синедриона, подарил жизнь!

И уже не просто воем, а радостным стоном, визгом встретила толпа вырвавшегося из рук смерти разбойника и забросала его финиками, кусками хлеба, бронзовыми деньгами.

Улыбка Раввана была настолько заразительна, что передалась и Га-Ноцри.

И Га-Ноцри протянул руку и вскричал:

    Я радуюсь вместе с тобой, добрый разбойник! Иди, живи!..

…Тут Ешуа оглянулся, все еще сохраняя на лице улыбку, но отражения ее ни на чьем лице не встретил. Тогда она сбежала с его лица. Он повернулся, ища взглядом Пилата. Но того уже не было на лифостротоне.

5.  Понаблюдайте за окружающими вас людьми, когда они радуются, смеются, огорчаются, сердятся, удивляются и т. п. Опишите, какие движения они делают, как меняется мимика.

6. Сравните речь телеведущих программы новостей и молодежной или развлекательной передачи по темпу, тембровой окраске, невербальному сопровождению.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector